THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Судовые помещения для экипажа и пассажиров делятся на жилые, общественные, бытовые, хозяйственные и медицинские.

Жилые помещения. На грузовых судах обычно для них используют среднюю надстройку и рубки, расположенные в ней. На пассажирских судах жилые помещения находятся не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах.

Основным типом жилых помещений на судах являются каюты. Командный состав размещается в одноместных каютах, а рядовой - в одно-или двухместных.

Каюты для пассажиров разделяются на классы. Одно- и двухместные каюты I и II классов обычно располагаются в средней надстройке, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

Суда, совершающие непродолжительные рейсы или рейсы с частыми заходами в порты, могут перевозить пассажиров в общих помещениях с местами для сидения.

Жилые помещения оборудуют мебелью и инвентарем. В каютах командного состава, а также в пассажирских каютах I и II классов устанавливают диваны и умывальники. Койки могут быть одно или двухъярусные, устанавливают также стол, стулья и платьевые шкафы.

На судах чаще всего применяют коридорную систему. Выходящие в коридор двери открываются внутрь
кают, чтобы не стеснять движения людей по коридорам. Только двери общественных помещений должны открываться наружу, что ускоряет выход из этих помещений в случае аварии.

Общественные помещения. На грузовых судах к ним относятся столовая для команды и кают-компания для командного состава. Обычно рядом со столовой находится салон, который отделен от нее раздвижной переборкой. Это позволяет использовать оба помещения для проведения массовых мероприятий.

На современных грузовых судах имеются плавательные бассейны, спортивные залы, комнаты отдыха
и другие помещения, значительно улучшающие бытовые условия экипажа.

На пассажирских судах общественных помещений значительно больше. Здесь есть столовые, рестораны, курительные и музыкальные салоны, .кафе, бары, кинозал, читальни, спортивные залы, бассейны для купания, детские игровые помещения и т. п. Предусматривается также достаточная
площадь открытых палуб или веранд, предназначенных для прогулок пассажиров.

Бытовые помещения. К ним относятся гальюны (уборные), умывальные, ванные, бани, душевые и т. п. Для них используют помещения, не имеющие, как правило, естественного освещения. Недалеко от бани размещают помещение для спецодежды, оборудованное персональными шкафами. Иногда здесь имеются сушильные шкафы.

Хозяйственные помещения. На грузовых судах камбуз (кухня)-небольшое помещение, снабженное плитой, столом, кубом для кипячения воды, полками и шкафами для посуды. Камбуз пассажирского судна имеет большие размеры и иногда может состоять из ряда отдельных помещений. Поблизости от камбуза располагают кладовые для хранения продуктов. Их оборудуют стеллажами, шкафами, рефрижераторными камерами.

Медицинские помещения . К ним относятся амбулатория, стационар, изолятор и т. п. Размеры этих помещений и количество коек зависят от числа экипажа и категории судна. Располагают медицинские помещения обычно изолированно от других помещений с отдельными независимыми выходами на открытую палубу. Стационар и изолятор имеют собственный отдельный санитарный блок (гальюн, ванну, душ).

Сегодня будет рассказ об одном необычном и малоизвестном способе путешествия. Если вы не морской специалист, не жена моряка и вообще родственников бороздящих просторы у вас нет, зато есть идея фикс окунуться в атмосферу жизни торгового судна, то я вам скажу следующее - для претворения желания в реальность существует прекрасный способ ощутить морскую романтику и если хватит терпения, то и совершить кругосветное путешествие.

Да-да, на контейнеровозы и иные торговые суда в современном алчном до денег мире тоже продают билеты всем желающим. Путешествие на торговом судне носит название containertrip или freighttrip . Вот о таком оригинальном виде отдыха и пойдет речь.


Путешествие на торговом судне - это относительно молодой способ познать мир. Первые «круизные» суда появились еще в 1959 году на Великих Озерах. Со временем данный вид путешествий в странах с загнивающим капитализмом стал довольно популярным способом потратить кучу денег и оторваться от назойливой действительности. Согласно статистике в 2010 году около 10 млн. человек выбрали путешествие на торговом судне как основной вид своего отдыха. Показатель, конечно, не ахти какой, по сравнению с паломничеством соотечественников в Турцию. Но впечатлений от путешествия на торговом судне можно получить во сто крат больше, чем просто греть пивной живот на пляже а-ля all inclusive.

Как все происходит.

Занимаются организацией такого вида отдыха и продажей билетов на торговые суда специальные компании. Напрямую к капитану понравившегося судна, естественно, обращаться не стоит. У капитана много других забот и организацией круиза для пассажиров он не занимается. Немецкий контейнерный оператор Hamburg Süd, NSB, итальянские Grimaldi Lines или freighter-cruises.com - вот куда необходимо обращаться, если у вас уйма свободного времени, вы заядлый путешественник-экстремал и владелец нескольких лишних тысяч евро. К сожалению, я не знаю ни одной российской, а тем более украинской компании, которая занимается организацией морских туров такого рода. Поэтому буду отталкиваться от информации на этих англоязычных ресурсах.

Вышеупомянутые конторы предоставят всю исчерпывающую информацию: необходимые документы, маршруты, суда, типы кают и во сколько такое путешествие может обойтись. Просто посетите сайт компании и задайте вопрос об интересующем вас времени и маршруте. Компания подберет для вас оптимальное решение. Если вы определились со временем круиза на торговом судне, то побеспокойтесь и о бронировании мест заранее. Оптимальный срок - два месяца. Стоит отметить, что некоторые компании не включают портовые сборы. А это пару сотен долларов. Поэтому уточняйте.

Стоимость такого круиза на торговом судне колеблется от 65 до 140 евро в день. При раннем бронировании некоторые компании дают скидки до 35%, плюс сезонные скидки - зимние рейсы через Северную Атлантику дешевле, чем летом. Почему - вполне очевидно :)

Приятная неожиданность для студентов. Им как всегда предоставляются сказочные возможности. Некоторые компании предоставляют туры по внутренним рекам Европы на небольших сухогрузах. На них, кстати, разрешается подрабатывать.

Маршруты.
Самые разнообразные: Средиземка, Европа, Америка, Южная Африка, туда и обратно или кругосветное плавание. Рейсы осуществляются по всему миру в страны, с развитым контейнерооборотом. Поэтому на Чукотку, к примеру, попасть практически не реально. Все зависит от толщины кошелька любителя морских приключений. По правде говоря, если посмотреть на предлагаемые маршруты и цены, то становится вполне очевидным что путешествия получится не из дешевых. Но тем, не менее если есть предложение - значит существует спрос и среднестатистических десять миллионов туристов не могут ошибаться.

При бронировании необходимо уточнить тип судна и стоянки его в промежуточных портах. Контейнеровозы - довольно шустрые суда и разгружаются-загружаются менее чем за сутки. Каждая судоходная компания имеет в портах захода своего агента, который с удовольствием вас встретит и поможет окунуться в местную культуру: организовать транспорт и экскурсии. Поинтересуйтесь заранее. Многие компании предлагают stopover, что весьма удобно - отдохнув несколько дней, к примеру, в Кейптауне, вы можете следующим судном продолжить свой незабываемый вояж.

Вот несколько типичных маршрутов на торговых судах. Например, рейсы компании Grimaldi по Средиземному морю: 10 стран за 28 дней по цене 1700 евро. Маршрут - Антверпен, Гебзе, Стамбул, Гемлик, Феликстоу, Антверпен протяженностью 21 день на борту огромного контейнеровоза обойдется в районе 1900 евро.

А вот кругосветное путешествие значительно дороже. Антверпен - Гамбург - Генуя - Суэцкий канал - Джакарта - Сингапур - Вьетнам - Шанхай, Далянь, Гонконг, Кингдао - Масан - Йокогама - Панама - США (Хьюстон, Нью-Орлеан, Филадельфия) - Антверпен. Длительность 3 месяца за скромные 10000$.

Если есть огромное желание увидеть белых мишек не только в зоопарке, но и воочию, то можно купить билет на ледокол и отправиться морозить жопу нос на Северный полюс. Но цены за такой круиз просто заоблачные. Хотя кого не пугают финансовые затраты посетите northpolevoyages.com .

Документы.
Соотечественнику, решившему отправится в такого рода путешествие необходимо заранее побеспокоиться о визах. Если посадка на судно в Гамбурге , то нужна шенгенская виза и так далее по выбранному маршруту. Нет визы - будете сидеть на судне и от скуки общаться с вахтенным у трапа. Компания предоставляет страховку на случай экстренной эвакуации пассажира, по состоянию здоровья, увечью и подобным неприятностям.

Существуют возрастные ограничения . Путешествие возможно пассажирам от 8 до 79 лет. Если судно планирует пересекать жаркие страны, то потребуется прививка от желтой лихорадки. В связи с тотальной сокращенкой экипажей на современных судах, докторов и симпатичных молоденьких медсестер в белых халатах на голое тело, к сожалению, нет. Обязанности судовой аптечки, медбрата, терапевта, стоматолога, хирурга и в особо запущенных случаях, патологоанатома возложены на пару крепких плеч одного из офицеров судна. Поэтому с ним надо дружить и обязательно по приезду на судно предоставить свежепройденную медкомиссию, а также уточнить какие есть противопоказания по питанию, аллергии, не писаетесь ли по ночам, не слышите ли время от времени «голоса», настойчиво требующие окунуться в бескрайние морские глубины и прочие геморрои. На судне должны знать, какие сюрпризы принесет с собой пассажирская братия.

К тому же по прибытию на судно вас ждет исчерпывающий инструктаж, где находится спасательный жилет, куда бежать и что делать в случае нападения пиратов , пожара или внезапного прерывания круиза в виде пробоины ниже ватерлинии.

Питание для пассажиров по распорядку, как для экипажа. Багаж не ограничен, но не больше размеров вашей каюты. С собой можно везти авто, но оформляется как груз. Если бронируете круиз заранее - путешествовать будете на одном судне, если поздно - очень велика гарантия, что на разных.

Всякие кошечки, собачки, дрессированные тараканы, хомяки-вундеркинды и прочие пернатые на судне категорически не приветствуются.

Многие длинные рейсы пересекают несколько климатических зон, поэтому одежда - от бикини до теплой куртки. Ощутите всю прелесть трансатлантических путешествий - перевод судовых часов каждый день в течении недели. По приезду домой будете рассказывать тем, кто стонет дважды в год из-за перевода часов, как вы стойко сражались с пространственно-временным континуумом при пересечении линии смены дат.

Чем заниматься .

На судне все довольно скучно и однообразно. Ни казино, ни девочек на судне нет, а секс с экипажем запрещен по гуманным соображениям. Все агентства рекомендуют брать собой карты, книги на родном языке и кучу дисков с фильмами или самоучителями. Утешающим плюсом является то, что на современных торговых судах, в большинстве своем, есть сауна, бассейн, тренажерный зал, и если очень повезет, то даже и беспроводной Интернет. Все эти нюансы указаны в описании маршрута на сайте компании. К тому же общение с интернациональном экипажем и прочими пенсионерами-попутчиками поможет раздвинуть горизонты мировоззрения до поистине вселенских масштабов.

Ощутимым плюсом в судовом времяпровождении является возможность покупать у капитана продукцию ликеро-водочной промышленности по беспошлинным ценам, дабы скрасить утомительные вечера перехода между портами.

Жилищные условия . Вам предоставляется каюта. Она может быть одноместной и двухместной. Во многих компаниях их стоимость почти одинакова. Некоторые компании продают место, некоторые - каюты. То есть двухместная обойдется вас в половину, если в ней еще кто-то поселится. Во всех кабинах душ, ванная, ТВ, холодильник, кабинет и спальная - как хороший гостиничный номер. Не забывайте про хорошего попутчика. Варианты кают:

Уточняйте при бронировании, не будет ли загорожены окна вашей каюты контейнерами, иначе вместо море-океана у вас будет индустриальный пейзаж, который может сильно испортить настроение. Примерно вот такой:

Каюты убирает стюард. Если дать ему пару денег, то он к своим обязанностям будет подходить более тщательней и расторопней, а также приносить пиво по первому требованию.

Мне, как человеку, тесно связанному с морем, путешествия такого рода кажутся немного унылыми, потому как насмотрелся я подобных красот по самый клотик. Другое дело простому обывателю далекому от морской жизни провести несколько незабываемых недель бороздя моря-океаны, пересечь экватор , ощутить стихию моря, увидеть страны и континенты будет очень познавательно. Эта поездка станет для ценителей активного отдыха в своем роде уникальной возможностью окунуться в судовую жизнь, а также получить тотальное оздоровление всего организма, наслаждаясь морским воздухом.

Форштевни, ахтерштевни

Носовую и кормовую оконечности ограничивают соответственно форштевнем и ахтерштевнем. Форштевень принимает на себя удары, делится по высоте на несколько частей, которые соединены сваркой. Палубы и бортовые стрингера, доходящие до форштевня, приваривают к горизонтальным ребрам форштевня – брештукам (треугольные, трапециевидные листы). Вертикальный киль приваривают к продольному ребру жесткости форштевня.

Ахтерштевень – кормовая оконечность служит одной из опор дейдвудной трубы, которая проходит через отверстие в яблоке ахтерштевня, расположенном в передней его стойке, именуемой старнпостом. Ахтерштевень также служит опорой для руля, который вращается на штырях, соединенных с его вертикальной стойкой – рудерпостом. Старнпост и рудерпост соединяют в верхней части аркой, а в нижней – подошвой, замыкая таким образом окно ахтерштевня.

Дейдвудные трубы, мортиры

Дейдвудная труба служит для поддержания гребного вала и обеспечивает водонепроницаемость в том месте, где он выходит из корпуса. Одним концом труба соединяется с переборкой ахтерштевня, а другим – с яблоком ахтерштевня. В местах соединения с переборкой ахтерпика устанавливают сальник.

Мортиры обеспечивают непроницаемость в местах выхода из корпуса бортовых гребных валов многовальных судов. Непроницаемость обеспечивают сальником такого же типа, что и у дейдвудной трубы, который устанавливают на носовом конце мортиры.

Классификация судовых помещений

Судовые помещения делятся на посты управления – экипаж несет вахту или выполняет работу (штурманская и рулевая рубки, ЦПУ СЭУ, станция пожаротушения и т. п.); жилые помещения (каюты, столовые, кают-компании, санитарно-гигиенические); служебные помещения (камбуз, кладовые и т. п.); грузовые помещения (трюмы, твиндеки); машинные помещения (МКО, РО, РМУ); Хранилища топлива, масла, воды (танки, цистерны); производственные помещения (рыбцех, консервный цех).

Помещения располагаются в основном корпусе, надстройках, рубках. В основном корпусе помещения образуются палубами, платформами, выгородками, поперечными водонепроницаемыми переборками. Помещения называют отсеками.

1. Форпик – крайний носовой отсек. Располагаются: цепной ящик, цистерна пресной воды, кладовые.



2. Ахтерпик – крайний кормовой отсек. Располагаются: цистерны пресной воды, румпельное отделение, помещение дейдвудной трубы, кладовые снабжения.

3. Междудонное пространство – пространство двойного дна, разделенное на отсеки для принятия жидких грузов.

4. Трюмы – грузовые помещения между настилом двойного дна и ближайшей палубой.

5. Твиндеки – грузовые помещения между соседними палубами.

6. Диптанки – глубокие цистерны, расположенные выше двойного дна, от борта до борта, служат для хранения топлива, балласта, котельной воды.

7. Коффердамы – узкие сухие отсеки, расположенные между топливными танками и

смежными отсеками.

8. МКО – помещение, где расположена ГЭУ.

9. Туннель гребного вала – помещение, где проходит валопровод.

10. РО, РМУ, жилые помещения, судовые кладовые.

Устройство и оборудование судовых помещений

Грузовой трюм без рефрижерации. На настил второго дна укладывают и крепят брусья – лаги, а на них настил – поелы (несъемные и съемные). Имеются сточные колодцы. Рефрижераторный трюм оборудуют изоляцией.

Туннель гребного вала. Расширение туннеля называют рецессом. Вход в туннель через клинкетную дверь.



Рулевая, штурманская, промысловая рубки являются постами управления судном. В рулевой рубке пост управления рулем (авторулевой), пульт управления ГД, навигационная и рыбопоисковая аппаратура и др. В штурманской стол для прокладки курса. Рулевая рубка, как правило, объединена с промысловой рубкой, добавляются пульты управления лебедками.

Рыбный цех под промысловой палубой (технологическое и морозильное оборудование).

Каюты: одно, двух, четырехместные 9освещение, кондиционирование).

Водонепроницаемые закрытия

К ним относятся водонепроницаемые двери, иллюминаторы, клинкетные задвижки, крышки люков, которые обеспечивают водонепроницаемость корпуса, надстроек, рубок. Водонепроницаемые двери бывают клинкетные и на петлях. Клинкетные двери устанавливают в водонепроницаемых переборках, ниже ватерлинии с дистанционным приводом. Ее можно закрыть, если через нее под напором поступает вода. На открытой палубе двери на петлях с резиновыми уплотнениями и клиновыми задрайками.

Иллюминаторы – круглые и прямоугольные для естественного освещения и вентиляции. Иллюминатор – рама на петлях с толстым стеклом, закрываемая гайками-барашками. Есть глухие иллюминаторы, которые не открываются. Непроницаемость иллюминаторов обеспечивается резиновыми уплотнениями.

Дельные вещи

Дельные вещи – металлические или пластмассовые конструкции части корпуса, не входящие в состав набора корпуса, но прочно связанные с ним и составляющие часть его оборудования, необходимого для обеспечения нормальных условий эксплуатации судна: иллюминаторы, окна, световые люки, крышки сходных люков и горловин, двери, трапы.

Иллюминаторы бывают глухие и створчатые, т. е. с открывающимся стеклом, снабжены штормовыми крышками (при повреждении стекла).

Световые люки обеспечивают доступ света и воздуха в помещения, удаленные от борта судна (МКО и др). Они имеют комингс, закрываемый водонепроницаемой крышкой, в которую вмонтированы иллюминаторы. Крышки сходных люков предназначены для закрытия люков, ведущих в расположенные внизу помещения. Горловины нужны для закрытия цистерн, бункеров и т. д.. Они представляют собой крышку из стального листа, прижимаемую шпильками через прокладку к приварышу, окаймляющему горловину.

Двери:1) Легкие (проницаемые) для кают, общественных и санитарно-бытовых помещений 2) Водогазонепроницаемые для входа с открытых палуб в помещения основного корпуса надстроек и рубок, а также в кладовые, мастерские и другие служебные помещения. Они снабжены быстродействующими приспособлениями для задраивания (клиновые задрайки с центрально-рачажным приводом), которыми можно оперировать с обеих сторон. Непроницаемость достигается уплотнением с помощью резинового жгута по периметру. 3) Клинкетные двери ставят в водонепроницаемых переборках ниже палубы переборок. Закрывание и открывание вертикальных дверей, происходит вследствие вращения ходового винта в закрепленной на двери гайке. Управление на месте или дистанционно. 4) Противопожарные (огнестойкие) двери предназначены для перекрытия проходов в противопожарных переборках, которые делят корпус и надстройки судна на вертикальные противопожарные (зоны) отсеки. Ее можно открывать в любую сторону, после чего специальная пружина возвращает ее в закрытое состояние (если ее не застопорить). 5) Лацпорты представляют собой закрытия отверстий в наружной обшивке судна для горизонтальной погрузки грузов.

Трапы подразделяются на внутренние, наружные и забортные. Внутренние бывают парадными, наклонными и вертикальными и располагают их вдоль судна. Трап состоит из тетивы, ступенек и поручней. Парадные трапы имеют большую ширину

Вертикальные трапы, стационарные и переносные, служат для местного подъема, а также их устанавливают в глубоких цистернах, коффердамах и т. п. Разновидностью их являются скоб-трапы, состоящие из стальных труб, привариваемых к вертикальным конструкциям корпуса.

Забортные трапы служат для подъема на судно, стоящее у пирса или на якорной стоянке. Их устанавливают на каждом борту, спуская с помощью специальных трап-балок. Ступеньки трапа при любом положении тетивы остаются горизонтальными.

Рангоут и такелаж

Рангоут – это совокупность судовых конструкций, установленных на верхней палубе судна и прочно соединенных с его корпусом, надстройками или палубами. Рангоут – это металлические конструкции.

Такелаж – это совокупность оснастки, которая обслуживает рангоут. Стоячий такелаж предназначен только для раскрепления рангоута в каком-либо положении. Бегучий такелаж – это все снасти, находящиеся в движении.

Сигнальные мачты предназначены для несения навигационных огней, подъема сигнальных флагов, государственного флага на ходу судна. Верхний конец мачты- топ, нижний-шпор, продолжение мачты-стеньга (выше рея). На топе стеньги установлен клотик, а на нем средство светосигнальной связи.

Рей – горизонтальная часть рангоута, крепится к мачте или стеньге.

Гафель – наклонная часть рангоута (поднимают Гос. флаг на ходу).

Гюйсшток – металлическая труба, установленная на носовой части судна, предназначена для установки якорного огня и подъема дневного сигнала – черного шара.

Флагшток – металлическая труба, установленная на корме, имеет клотик, служит для подъема Гос. флага

Кран – балка – Г-образная конструкция для поднятия груза

Трап – балка – Г-образная конструкция для спуска и подъема трапа.

Выстрел – металлическая труба на корме для промысловых операций.

Грузовые мачты, грузовые порталы и колонны служат для крепления грузовых стрел. Они могут выполнять функции сигнальных мачт.

Рангоут на современном судне не требует дополнительного крепления.

Стоячий такелаж: форштаг – снасть, идущая от носовой мачты к носу в ДП; контрштаг – снасть, идущая от кормовой мачты к корме в ДП; штаг-корнак – снасть, заведенная между мачтами; ванты – снасти, раскрепляющие мачты с боков; топрик – снасть, заведенная между ноками шлюп-балок.

Бегучий такелаж: гордени, топенанты грузовых стрел, грузовые шкентеля, тали, сигнальные фали, оттяжки грузовых стрел с талями, топрик-тали спаренных грузовых стрел.

Такелажное снабжение:

Тросы (растительные, синтетические, стальные, комбинированные). Характеристики – толщина, масса, разрывная прочность, гибкость, эластичность.

Такелажные цепи состоят из звеньев, изготовленных из прутковой стали без распорок (контрфорсов). Цепи длиннозвенные и короткозвенные.

Скобы применяют для крепления такелажа к корпусу и соединения элементов такелажа между собой.

Гаки применяют в грузовом устройстве.

Блоки применяют для оснастки горденей, талей. Блоки одно – и многошкивные, деревянные, пластмассовые, стальные. Канифас блок – блок у которого оковка блока с одной стороны откидывается и может стопориться поворотным стопором. Канифас блок позволяет заводить трос средней частью, а не только концом.

Талрепы предназначены для обтягивания снастей стоячего такелажа, шлюпочных найтов.

Коуши – желобообразные детали овальной или круглой формы для предохранения огона троса от перетирания.

Обух – кольцо, полукольцо, приваренное к корпусу судна или к рангоуту.

Рым – подвижное кольцо в обухе.

Утка – металлическая двухрогая планка на фальшборте для временного крепления.

Гордень – простейшее грузоподъемное устройство без выигрыша в силе.

Тали – грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, оснащенных тросом. Тали дают выигрыш в силе. Их различают по числу шкивов (2 х, 3 х и т. д.)

Рулевое устройство

Рулевое устройство, в состав которого входят руль и привод руля, предназначено для управления судном. Руль состоит из пера и баллера. Перо – это плоский, часто двухслойный щит с внутренними подкрепляющими ребрами. Основу пера руля составляет рудерпис – вертикальный стержень к которому крепят горизонтальные ребра. Пели рудерписа навешиваются на рудерпост. Баллер – это стержень, при помощи которого поворачивают перо руля. Баллер входит в кормовой подзор через гельмпортовую трубу.

В зависимости от расположения руля относительно оси вращения различают: обыкновенные (небалансирные) рули, у которых перо полностью расположено в корму от оси вращения; балансирные, у которых перо руля разделено осью вращения на две неравные части (большая в корму); полубалансирные (балансирная часть сделана не по всей высоте пера). Балансирные и полубалансирные рули требуют меньших усилий для перекладки, но их крепление к корпусу сложнее. Руль воспринимает давление воды, в результате чего изменяется курс судна. Румпель – рычаг, служащий для поворота баллера.

Рулевые машины: ручные, электрические, электрогидравлические.

Рулевые приводы: секторно-зубчатый, гидравлический плунжерный, гидравлический лопастной

Рулевые передачи: гидравлические, электрические, комбинированные. Рулевая передача – это связь поста управления с пускорегулирующим устройством машины. Гидравлическая передача (телемотор) состоит: датчик манипулятора, связанный с рулевым штурвалом и представляющий собой нагнетательный масляный насос и приемника, установленного около рулевой машины (сервомотор).

Аксиометр – прибор для показания положения пера руля. Шкала прибора разбита на градусы.

Ограничители перекладки – конечные выключатели, срабатывающие при перекладки свыше 35 о.

Привод машины – основной, запасной и аварийный. Основной привод обеспечивает перекладку руля при максимальной скорости переднего хода с 35 о одного борта на 30 о другого борта за 28 сек.

На современных судах применяют подруливающие устройства, которые хорошо использовать на малых скоростях судна.

Активный руль – это руль, на котором укреплен винт, создающий дополнительный упор – силу, разворачивающую корму.

Поворотная насадка – представляет собой кольцеобразное тело, укрепленное на баллере, ось которого расположена в плоскости диска гребного винта (вместо руля). При повороте насадки, отбрасываемая винтом струя воды отклоняется, что и вызывает поворот судна.

Носовое и кормовое подруливающее устройство – сквозной туннель в носовой и кормовой частях судна с внутренним реверсивным винтом. Работа винта создает боковой упор за счет силы реакции, выбрасываемой из туннеля воды. Направление упора изменяется реверсированием.

Якорное устройство

Я. У. обеспечивает надежную стоянку судна в море, безопасную швартовку, разворот в узкости. Якорь благодаря своей массе и форме входит в грунт, создавая тем самым удерживание судна на месте. В качестве якорного каната используется якорная цепь (связывает судно и якорь). Я.У. расположено в носовой части судна и в его состав входят: якорный клюз – для проводки якорь цепи и крепления якоря по походному; стопоры якорь- цепей – для крепления якорь- цепи при стоянке судна и по походному; цепные трубы – служат для проводки якоря в цепной ящик; цепные ящики – служат для хранения якорь-цепи; устройство для крепления и дистанционной отдачи коренного конца якорь-цепи (с палубы).

По назначению якоря делятся на становые (два в клюзах, один запасной) и вспомогательные (для снятия с мели и для помощи становому). По конструкции якоря бывают с неподвижными лапами и со штоком – адмиралтейские; якоря с подвижными лапами и без штока – Холла; якоря с подвижными лапами и со штоком – Матросова, Грузона. Качество якорей характеризуется держащей силой, которая кратна массе якоря. Масса якоря зависит от размеров судна. У БМРТ сила – 2-3т, ПБ и ТР – 7т.

Адмиралтейский якорь состоит из веретена, рогов с лапами, штока, скобы и клиновой чеки для крепления штока. Место соединения рогов с веретеном называется трендем. В рабочем положении шток перпендикулярен веретену и закреплен чекой, в походном положении находится сбоку веретена. Сила (10-12)Р. Недостатки – нельзя вбирать в клюз, торчащие на мелководье лапы, представляют опасность для других.

Якорь Холла состоит из веретена, лап, отлитых заодно с коробкой. Веретено шарнирно связано с коробкой, Коробка может вместе с лапами свободно разворачиваться относительно веретена на 45 о. Сила (3-4)Р. Вбирается в клюз, используется как становой.

Якорь Матросова. Шток отлит заодно с лапами, близко расположенными к веретену. Сила (10-15)Р.

Якорь Грузона напоминает якорь Холла. Лапы максимально сближены. Имеет отлитый с коробкой шток. Сила значительно больше, чем у якоря Холла.

Якорная цепь служит для крепления якоря к корпусу судну. Она состоит из звеньев, образующих смычки длиной 25-27м, соединенных одна с другой при помощи специальных разъемных звеньев. Смычки образуют цепь длиной 50-300м. Цепь: якорная (к якорю), промежуточные, коренная (к корпусу) и соответственно – смычки. Чтобы предотвратить скручивание цепи в нее включают поворотные звенья – вертлюги. Для крепления и экстренной отдачи коренного конца имеется устройство с откидным гаком, называемым глаголь-гаком. Якорные цепи различают по калибру – диаметру поперечного сечения прутка звена. Звенья цепей калибром более 15мм должны иметь распорки – контрфорсы, увеличивающие прочность звена. Звенья соединяются между собой скобой Кентера (разъемная). Для определения числа вытравленных смычек якорь-цепи маркируются. В начале и в конце каждой смычки в белый цвет окрашивается определенное число звеньев и на их контрфорсы накладывается марка из проволоки.

Брашпиль – механизм с горизонтальным валом. Предназначен для обслуживания цепей левого и правого бортов. На конце вала – жестко связанные с ним швартовые барабаны – турачки. Свободно вращающиеся на валу цепные звездочки, могут соединяться с валом с помощью кулачковых муфт. Якорно-швартовый шпиль – механизм с вертикальным валом – обслуживает одну цепь. На вале насажен швартовый барабан.

Эксплуатация. Периодические осмотры и проверки. Износ звеньев не более 10% от первоначального диаметра.

Швартовное устройство

Ш. У. предназначено для крепления судна к причалу, к борту другого судна. В состав Ш. У. входят швартовные тросы (швартовы), которыми судно крепят. Обычно длина швартова на 10% превышает длину судна. Швартов имеет огон длиной 2-3м.

1.Швартовные вьюшки - для хранения швартовных концов.

2. Швартовные кнехты – для крепления швартовных концов.

3. Киповые планки – для проводки швартов, изменения их направления, предохранения от истирания.

4. Швартовные роульсы – для тех же целей, что и киповые планки.

5. Швартовные клюзы – для тех же целей, что 3 и 4.

6. Швартовные механизмы (брашпили, шпили, лебедки) для выборки швартов.

7. Проводники – тонкие тросы для выборки швартов.

8. Бросательные концы – для подачи проводников и швартов (капроновый шнур 30-40м с грузом на конце (мешочек с песком в оплетке).

9. Стопоры на швартовы – отрезок такелажной цепи калибром с прикрепленным растительным тросом. Крепится стопор к обуху на кнехте.

10. Кранцы – предохраняют борт судна от деформаций при швартовке.

Швартовные концы: кормовые продольные (правый и левый); носовые продольные (правый и левый); кормовой прижимной; носовой прижимной; кормовой шпринг; носовой шпринг.

Эксплуатация. Периодические осмотры. Механизмы выключены, все на штатных местах. Швартовы обтянуты равномерно и имеют некоторую слабину. На турачках швартовы не оставляют.

Грузовое устройство

Г.У. предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных работ судовыми средствами. В его состав входят грузовые мачты, порталы, колонны, стрелы, лебедки.

Грузовые мачты, порталы и колонны служат для крепления стрел. Стрела имеет трубчатую конструкцию. Верх стрелы – нок, низ – шпор. Шпор стрелы шарнирно связан с башмаком шпора, установленном на портале и т. д. Подъем и опускание стрелы осуществляется топенантом-талями 4, ходовой конец которых наматывается на барабан топенантной вьюшки или лебедки 16. На малотоннажных судах просто топенант. Для разворота стрелы и крепления ее в требуемое положение служат оттяжки 12 и 13, которые состоят из стального троса – мантыля 11 и талей 10. Дополнительное крепление стрелы осуществляется контроттяжкой 12. Подъем и опускание груза осуществляется с помощью грузового шкентеля 7, имеющего на конце противовес 8 и гак 9. Шкентель 7 проведен через грузовой блок 17 на башмаке шпора 2 и намотан на барабан грузовой лебедки 15. Грузовые лебедки служат для обеспечения грузовых, промысловых и швартовых операций. Лебедки имеют барабан, на которой наматывается шкентель. Барабан насажен на вал. На конце вала жестко насажены турачки. Топенантные лебедки, вьюшки предназначены для подъема и опускания стрелы. Вращение барабана вьюшки производится посредством свистова – стального троса, намотанного на дополнительный барабан вьюшки. Сматываясь с барабана вьюшки на турачку грузовой лебедки свистов вращает его. Шкентель – гак имеет грузовой носок, загнутый вовнутрь, что предотвращает его задевание за комингс.

Легкие стрелы применяют на судах ФРП и их грузоподъемность до 10тс. Тяжелые стрелы свыше 10тс опираются шпором не на мачту, а на специальный фундамент, установленный около нее.

Г.У. должно быть всегда в исправном состоянии. На каждой стреле должна быть нанесена грузоподъемность. Вес груза не должен ее превышать. Г.У. подвергается периодическим осмотрам. Блоки, скобы смазываются. Если в тросе число лопнувших проволок более 10% и их толщина уменьшилась на 10%, то трос заменяют. Грузовые стрелы могут работать поодиночке и спаренно (на телефон).

Спасательные шлюпки. Средства спуска и подъема шлюпок.

Тип шлюпки – вельбот. Корпус выполнен из легких алюминиевых или пластмассы и имеет жесткое тентовое покрытие. Шлюпки моторные. По наружному борту имеется спасательный леер и киль-поручень. Имеются гаки для спуска и подъема шлюпки, пробки на резьбе для выпуска воды. Снабжение шлюпки: шлюпочное (якорь, фонари и др.), штурманское (карты, компас), сигнализация, запас продовольствия, воды, медикаментов.

Для спуска и подъема шлюпок служат шлюпбалки (поворотная, заваливающаяся, гравитационная). Наиболее распространены гравитационные шлюпбалки одно и двухшарнирные (увеличивается вылет шлюпки). Для крепления шлюпок по- походному применяются шлюпочные найтовы, с помощью которых шлюпка прижимается к бортблоку на шлюпбалке. Найтов отдается вместе со стопором крепления шлюпки по- походному. Для спуска и подъема служит шлюпочная лебедка.

Международная конвенкция регламентирует в зависимости от числа людей и размеров судна, района плавания количество и конструкцию шлюпок. Шлюпки от 10 до 150 человек. На рыбопромысловых судах в шлюпке половина людей от общего количества на судне. Безопасная посадка должна осуществляться при крене на любой борт до 20 о и дифференте до 10 о.

Спасательные плоты

ПСН – 6М, ПСН - 10М (плот спасательный надувной вместимостью 6 и 10 человек). ПСН состоит из надувной камеры с распоркой по оси симметрии, надувных дуг для поддержания тента, надувного днища, двойного тента с воздушной прослойкой. Под днищем плота четыре водобалластных кармана для устойчивости плота на волнении. По бокам плота имеются водосборные карманы для сбора дождевой воды. По периметру спасательный леер. У днища плота закреплен баллон с газовой смесью. Плот укладывается в чехол, а затем в контейнер, состоящий из двух половин (корпуса и крышки) и устанавливается на стеллаж. Контейнер прикреплен к подставке или палубе двумя найтовами через разобщительное устройство – гидростат, имеющий педаль принудительной отдачи. Из контейнера выходит наружу пусковой линь со слабым звеном.

Спуск плота вручную: 1. Нажать на педаль гидростата, освободив найтовы 2. Сбросить контейнер в воду. 3. Линь привязать к борту судна. 4. Выбрать слабину пускового линя и резким движением привести в действие систему газонаполнения (слабое звено бандажа разрывается). При погружении судна с плотом в воду, плот приводится в действие автоматически. Вода поступает в гидростат, и освобождает найтовы. Плот всплывает, линь натягивается и срабатывает система газонаполнения.

Спасательные круги изготавливаются из пенопласта (пеноайрита) и обшиваются парусиной. Круг имеет спасательный леер. Окрашивается в оранжевый цвет, может имеет линь. Спасательный жилет состоит из шести элементов из пеноайрита, соединенных тканью оранжевого цвета. Жилет имеет тесьму, пуговицу и застежку. Вверху два кармана для свистка и огня (батарейка и лампочка). Дернув за шнурок – зажигают огонь. Устойчивое положение под углом 45 о к поверхности воды, лицом вверх.


В основном корпусе (рис.1.) помещения образуются палубами, платформами, поперечными водонепроницаемыми и обычными переборками (выгородками). Помещения, образуемые поперечным водонепроницаемыми переборками, платформами, палубами, называют отсеками. К основным отсекам на судне относят: форпик – крайний носовой отсек, в котором размещены цепной ящик 20, цистерны пресной воды 3,4, судовые кладовые 2; ахтерпик – крайний кормовой отсек, в котором размещены румпельное отделение 9, помещение дейдвудной трубы 8; рядом расположена еще одна цистерна 11 пресной воды;междудонное пространство – пространство двойного дна, разделенного на отсеки 5, используемые для принятия балласта; трюмы 6 – грузовые помещения между настилом второго дна и ближайшей палубой (рефрижераторные трюмы оборудуют тепловой изоляцией); твиндеки 12 – грузовые помещения между палубами и платформами;диптанки 14 и 18 – глубокие цистерны, расположенные выше двойного дна, от борта до борта, служащие для хранения котельной воды, балласта, топлива, масла;коффордамы 13 и 19 – узкие сухие отсеки, расположенные между топливными танками и смежными отсеками; машинно-котельное отделение 15 – помещение, где расположена энергетическая установка судна (главные дизели, вспомогательные котлы, механизмы и т.д.); туннель гребного вала 7 – помещение, где проходит валопровод.

На добывающих и обрабатывающих судах в основном корпусе размещается рыбный цех . Обычно на добывающих судах он расположен под промысловой палубой. В рыбном цехе устанавливают технологическое и морозильное оборудование. Готовую продукцию направляют в трюмы.

Надстройки. Это закрытые палубные сооружения 16 на верхней палубе, простирающиеся от борта до борта или не доходящие до бортов судна. Носовую надстройку 1 называют баком, кормовую 10 – ютом. В надстройках в зависимости от типа судна размещают жилые и служебные помещения.

Рубки. Это служебные помещения 17, в которых сосредоточены посты управления судном. Пост управления рулем, а также средства внутренней связи и сигнализации сосредоточены в рулевом и штурманском помещениях.

=Учебник моториста II класса (стр.12)=

Судовые помещения подразделяются на жилые, служебные и общего пользования.

К жилым помещениям относятся каюты и кубрики. К служебным помещениям относятся помещения, предназначенные для размещения и обслуживания технических средств, медицинского обслуживания, хранение судовых запасов и грузов, выполнение судовых и ремонтных работ. К помещениям общего пользования относятся помещения для приёма пищи, личной гигиены, отдыха и проведения культурно-массовых мероприятий.

К грузовым помещениям сухогрузных судов относятся трюмы и твиндеки (межпалубное пространство). Для сохранности груза в трюмах настил второго дна покрывается деревянным настилом из сосновых досок (пайолом) толщиной 40 – 60 мм, шириной 60 – 100 мм.

Для закрытия льял (водосборное пространство), образованных крайним междудонным листом и наружной обшивкой, служат съемные деревянные щиты, которые укладываются на скуловые кницы.

Для предохранения груза от повреждения бортовым набором применяют продольные рейки – рыбинсы толщиной 40 – 50 мм, шириной 100 – 120 мм. Их располагают вдоль корпуса судна в специальных скобах на расстоянии друг от друга 200 – 250 мм.

На рефрижераторных судах грузовые помещения имеют специальную тепловую изоляцию из пробки, пенопласта и т.д. На изоляцию укладывают два слоя шпунтовых досок, сверху их закрывают антикоррозионными листами алюминия. Охлаждают трюмы холодным воздухом, подаваемым от рефрижераторных установок по трубам, или батареям, расположенными по бортам.

На некоторых промысловых судах груз перевозят в специальных ячейках – чердаках, выполненных из досок, уложенных в пазы специальных пиллерсов и плинтусов. Чердачная перевозка исключает деформацию тары и рыбной продукции.

При перевозке сыпучих грузов для избежания их пересыпания применяют постоянные или съемные продольные переборки (шифтинг-бордсы).

Для увеличения запасов топлива и воды, а иногда и для балластировки на судах предусматривают специальные танки, располагающиеся вне двойного дна. К ним относятся диптанки, занимающие пространство от борта до борта, а по высоте – от второго дна до нижней палубы; бортовые цистерны, находящиеся в районе машинного отделения или трюмов.

На больших промысловых судах предусматривается внутритрюмная механизация погрузочно-разгрузочных работ – элеваторы и транспортеры, а на транспортных рефрижераторах – электрокары.

К служебным помещениям относятся машинное отделение, рефрижераторное отделение, рулевая и штурманская рубки, радиорубка, румпельное отделение, шахта лага, эхолота, гирокомпасное помещение, служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперская кладовые).

Машинное отделение обычно располагается в средней или кормовой части судна. Здесь находится главный и вспомогательный двигатели, электрические генераторы, главный распределяющий щит электропитания. Если в качестве главного двигателя используется паровая машина или турбина, то их обычно размещают в одном отсеке, а паровые котлы – в другом отсеке (котельном отделении).

Вращение от двигателя на гребной винт передается при помощи гребного вала, который расположен в туннеле гребного вала, имеющем в конце небольшое расширение – рецесс. Для обеспечения естественной вентиляции над машинным отделением предусмотрена шахта, которая заканчивается световым люком – машинным капом. В крышках светового люка имеются иллюминаторы.

Рулевая и штурманская рубки – место несения судоводительской вахты. Отсюда осуществляется управление работой судна в целом. В рулевой рубке установлены рулевая колонка, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, машинный телеграф, радиолокаторы, рыбопоисковые приборы, различные сигнальные приборы. На современных судах многие из этих приборов устанавливаются в пультовом исполнении. В штурманской рубке, которая всегда соседствует с рулевой рубкой, имеется стол навигационной прокладки и хранения морских карт. Здесь же расположена часть штурманских приборов (радиопеленгаторы, приемоиндикаторы радионавигационных и спутниковых систем, указатели глубины эхолотов, репитеры лагов) и инструменты штурманской работы.

На судах старой постройки типа БМРТ имеются две рулевые рубки: носовая(ходовая0 и кормовая(промысловая – для управления судном во время работы с орудиями лова). На современных судах РТМ типа “Атлантик”, БМРТ типа “Прометей”, БМРТ типа “Горизонт” и других управление судном осуществляется из единой навигационно-промысловой рубки.

Радиорубка размещена в районе ходового мостика или в непосредственной близости от него. Это диктуется необходимостью оперативной связи радиооператора с вахтенным помощником капитана.

Шахты лага и эхолота делаются раздельными или совмещенными. Они выполняются в виде герметичной трубы, в нижней части которой в районе днища расположены центральный прибор лага с приемной трубкой и блок посылок эхолота с вибраторами.

В помещении гирокомпаса находятся все приборы гирокомпаса, за исключением периферийных.

Служебно-хозяйственные помещения, как правило, выносят под полубак ввиду их повышенной пожароопасности. Такое расположение позволяет держать эти помещения под наблюдением и своевременно предупреждать опасные ситуации.

Помещения для экипажа и пассажиров делятся следующим образом: жилые, общественные, хозяйственные, санитерно-гигиенические, медицинские.

Жилые помещения на судах обычно расположены в надстройках и рубках. В первую очередь для этой цели стремятся использовать среднюю надстройку – место, наименее подверженное действию качки и заливания.

На современных судах жилые помещения командного состава представляют собой, как правило, одноместные каюты, а рядового состава в зависимости от размеров судна и назначения – одно-, двух- и даже четырехместные каюты. Каюты обычно размещают по бортам судна, что обеспечивает возможность естественного освещения и вентиляции их через иллюминаторы.

На пассажирских судах жилые помещения размещены не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах. Каюты для пассажиров разделены на классы. Одноместные и двухместные каюты I и II классов обычно находятся в средней надстройке и рубках, а четырехместные каюты III класса – на нижних палубах.

Каюты, как правило, располагают по коридорной системе. Двери открываются внутрь кают для обеспечения свободного передвижения по коридорам.

Общественные помещения – это столовая и салон для команды, кают-компания для командного состава, на больших современных судах спортзалы, плавательные бассейны, комнаты отдыха и т.д. На пассажирских судах общественных помещений, как правило, значительно больше. Это могут быть рестораны, столовые, курительные, музыкальные салоны, кинозалы, читальные залы, детские каюты, спортзалы и т.п.

Хозяйственные помещения включают камбуз, хлебопекарню, провизионную кладовую, буфетную, камеры хранения.

Санитарно-гигиенические помещения подразделяются на санитарно-бытовые (прачечные, сушилки, гладильные помещения для постельного белья и рабочей одежды) и санитарно-гигиенические (умывальники, душевые, бани, туалеты и т.п.).

Медицинские помещения включают изолятор, стационар, амбулаторию. На плавбазах, как правило, имеются операционная, рентгеновский, зубоврачебный кабинеты и другие.

Передвижение по рекам и морям на кораблях в истории известно уже более пяти тысяч лет. На сегодня, согласно общепринятой терминологии, морское судно - это грузовое, пассажирское или промысловое крупногабаритное плавсредство, корабль - военное. Перечислять и судов можно долго. Самые известные морские - это парусники и яхты, пассажирские лайнеры и пароходы, катера, танкеры и сухогрузы. Корабли - это авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки.

Строение корабля

К какому бы виду или классу не относилось плавсредство, ему присущи общие элементы конструкции. В первую очередь, конечно, корпус, на котором установлены надстройки различного назначения, мачты и рубки. Важным элементом всех судов являются двигатели и движители, в общем, силовые установки. Для жизнедеятельности плавсредства имеют значение устройства, системы, электрооборудование, трубопроводы и оборудование помещений.

Оснащаются еще рангоутом и такелажем.

Носом называется передняя, кормой - задняя оконечности корпуса, его боковые поверхности - бортами. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом, левый - бакбортом.

Дном или днищем называется нижняя часть корабля, палубами - горизонтальные перекрытия. Трюм корабля - это самое нижнее помещение, которое находится между днищем и нижней палубой. Межпалубное пространство называется твиндеком.

Конструкция корпуса корабля

Если говорить о корабле вообще, будь то военный корабль или гражданское судно, то корпус его представляет собой водонепроницаемое тело обтекаемой формы, полое внутри. Корпус обеспечивает плавучесть судна и является базой или платформой, на которой монтируется оборудование или вооружение в зависимости от назначения корабля.

Тип судна обуславливает и форму корпуса, и его размеры.

Корпус корабля состоит из набора и обшивки. Переборки и палубы - это элементы, присущие определенным типам судов.

Обшивка может быть изготовлена из дерева, как в древности и сегодня, пластмасс, сваренных между собой или склепанных стальных листов или даже железобетона.

С внутренней стороны для поддержания прочности и формы корпуса обшивка и палуба подкреплены набором жестко скрепленных между собой балок, деревянных или стальных, которые располагаются в поперечном и продольном направлениях.

В оконечностях корпус чаще всего заканчивается прочными балками: в корме — ахтерштевнем, а в носу - форштевнем. В зависимости от типа судна обводы носовой части могут быть разными. От них зависит уменьшение сопротивления движению судна, обеспечение маневренности и мореходных качеств.

Подводный нос корабля уменьшает сопротивление воды, а значит, увеличивается скорость судна, и уменьшается расход топлива. А на ледоколах форштевень сильно наклонен вперед, за счет чего судно наползает на лед и разрушает его своей массой.

Набор корпуса

Корпус любого судна должен иметь прочные связи в вертикальном, продольном и поперечном направлениях, чтобы противостоять давлению воды, ударам волн при любом шторме и другим усилиям, которые действуют на него.

Подводные части корабля испытывают основную нагрузку. Поэтому по середине днищевого набора устанавливается главная продольная связь, которая воспринимает усилия, возникающие при продольном изгибе судна - вертикальный киль. Он проходит по всей длине корпуса, соединяется с форштевнем и ахтерштевнем, и его конструкция зависит от типа судна.

Параллельно килю вдоль него идут днищевые стрингеры, их количество зависит от размеров корабля и уменьшается к носу и корме, так как меньше становится ширина днища.

Часто для уменьшения влияния боковой качки корабля устанавливаются боковые кили, они не выходят за габариты корпуса по ширине и иметь разную конструкцию.

Вертикальные стальные листы, которые называются днищевыми флорами, устанавливаются поперек корпуса и привариваются к килю и могут быть проницаемыми и непроницаемыми.

Набор борта продолжает днищевый набор и состоит из стрингеров (продольных балок) и шпангоутов (поперечных ребер жесткости). Форштевень считается в военном кораблестроении нулевым шпангоутом, а средний шпангоут - миделем.
Палубный набор представляет собой систему пересекающихся продольных и поперечных балок - бимсов.

Оболочка корабля

Оболочка судна состоит из наружной днищевой и бортовой обшивки и палубного настила. Наружная обшивка - из горизонтальных отдельных поясов, соединенных различными способами: внакрой, встык, вгладь, елочкой.

Подводные части корабля должны быть самыми прочными, поэтому нижний (шпунтовый) пояс обшивки выполняется толще промежуточных поясов. Таким же по толщине является и пояс обшивки, который называется ширстреком, у бимсов верхней непрерывной палубы.

Палубный настил состоит из максимально длинных листов, которые опираются на палубный же набор, и ограничивает сверху корабля. Листы располагаются длинной стороной вдоль судна. Наименьшая толщина металлического палубного настила составляет 4 мм. может быть выполнен и из досок.

Палуба - это совокупность набора и настила.

Палуба судна

По высоте корпус корабля делится на несколько палуб и платформ. Платформа - это палуба, которая идет не по всей длине судна, а только между несколькими переборками.

Палубы называются по расположению на судне нижней, средней и верхней. В оконечностях корабля (по носу и корме) под нижней палубой проходят платформы, которые считаются сверху вниз.

Количество как палуб, так и платформ зависит от размеров судна, его назначения и конструкции.

Речные суда и суда смешанного плавания имеют одну главную или верхнюю палубу. Морские, как, например, пассажирский корабль, точнее - пассажирское судно, три палубы.

Крупные озерные пассажирские суда имеют промежуточную палубу, кроме главной, образующую межпалубное пространство.

Круизный лайнер может иметь значительно больше палуб. Например, на «Титанике» их было четыре, тянувшихся по всей длине судна, две платформы, не доходившие ни до носа, ни до кормы, одна прерывалась в носовой части, а одна располагалась только в передней части лайнера. Самый новый лайнер Royal Princess имеет девятнадцать палуб.

Верхняя палуба, ее называют еще главной, или основной, выдерживает наибольшие напряжения при поперечном сжатии и продольном изгибе корпуса. Палуба корабля обычно выполняется с небольшим подъемом в центре к носу и корме и выпуклостью в поперечном направлении, чтобы легче стекала к бортам вода, попавшая на палубу при волнении моря.

Надстройки корабля

Палубные надстройки - это надпалубные конструкции, расположенные по всей ширине судна. Они образуют закрытые объемы, которые используются в качестве служебных и жилых помещений. Бортовыми называют надстройки, боковые стены которых продолжают борт корабля. Но чаще всего помещения над верхней палубой не доходят до бортов. Поэтому существует несколько условное деление на собственно надстройки, которые располагаются на довольно большой длине судна, и рубки, тоже надстройки, но короткие.

Поскольку верхняя палуба корабля делится на участки, имеющие свои названия, те же названия даны и надстройкам, на них расположенным: баковая или носовая, кормовая или ютовая и средняя. Полубак - носовая надстройка - предназначена для увеличения носовой части корпуса.

Бак может занимать до 2/3 длины судна. В удлиненном баке располагают на пассажирских судах каюты, а на грузовых судах — грузовые твиндеки.
В кормовой надстройке - юте или полуюте - на устраивают жилые помещения для команды.

Между надстройками палубу ограждают фальшбортами, которые должны защищать палубу от заливания водой.

На морских судах, в зависимости от типа и назначения судна, рубки выполняют в несколько ярусов.

На речных судах рубками называют только помещения, в которых находится штурвал и радио, а все остальные сооружения на верхней палубе - надстройками.

Отсеки корабля

Строение корабля военного или гражданского судна подразумевает наличие водонепроницаемых отсеков, которые увеличивают его непотопляемость.

Внутренние вертикальные стенки (переборки) выполняются водонепроницаемыми, разделяющими по длине внутренний объем корабля на отсеки. Они препятствуют заполнению водой всего внутреннего объема при повреждении в подводной части корабля и распространению пожара.

Отсеки корабля, в зависимости от назначения, имеют свои названия. Главные силовые установки устанавливаются в отсеке, который называется моторным или машинным отделением. Машинное отделение от котельного отделяется водонепроницаемой перегородкой. Грузы перевозят в грузовых отсеках (трюмах). Жилые помещения для экипажа и пассажиров называют жилыми и пассажирскими трюмами. Топливо хранится в топливном отсеке.

Помещения в отсеках ограждают легкими переборками. Чтобы можно было попасть в отсеки, в палубном настиле выполняются люки прямоугольной формы. Их размеры зависят от назначения отсеков.

Судовая силовая установка

Силовая установка на судне - это двигатели и вспомогательные механизмы, которые не только приводят корабль в движение, но и обеспечивают его электроэнергией.

В движение корабль приводится главным движителем, соединенных валопроводом.

Вспомогательные механизмы обеспечивают судно электроэнергией, опресненной водой, паром.

По принципу работы и типу главного двигателя, а также источников энергии судовая силовая установка может быть паросиловой или паротурбинной, дизельной, дизельтурбинной, газотурбинной, атомной или комбинированной.

Судовые устройства и системы

Строение корабля - не только корпус и надстройки, это еще и судовые устройства, специальное оборудование и палубные механизмы, обеспечивающие эксплуатацию судна. Без рулевого или якорного устройства не представляют корабль даже люди, далекие от кораблестроения. А еще на каждом судне есть буксирное, швартовое, шлюпочное, грузовое устройства. Все они приводятся в действие и обслуживаются палубными вспомогательными механизмами, к которым относятся рулевые машины, буксирные, грузовые и шлюпочные лебедки, насосы и многое другое.

Судовые системы - это многие километры трубопроводов с насосами, приборами и аппаратами, при помощи которых откачивается вода из трюмов или стоки, подается питьевая вода или пена при пожаре, обеспечивается отопление, кондиционирование и вентиляция.

Механизмы машинного отделения обслуживаются топливной системой для питания двигателей, воздушной для подачи сжатого воздуха, охлаждения двигателей.

С помощью электрооборудования обеспечивается освещение на судне и работа механизмов и устройств, которые питаются от судовой электростанции.

Все современные суда оборудованы сложным навигационным оборудованием для определения направления движения (курса) и глубин, измерения скорости хода и обнаружения препятствий в тумане или встречных судов.

Внешняя и внутренняя связь на корабле осуществляется с помощью радиооборудования: радиостанций, ультракоротковолновых радиотелефонов, судовых телефонных станций.

Судовые помещения

Судовые помещения, сколько бы их ни было на судне, делятся на несколько групп.

Это жилые помещения для команды (офицерские каюты и матросские кубрики) и для пассажиров (каюты различной вместимости).

Пассажирский лайнер сегодня уже редкость. Мало кто позволяет себе перемещаться с малой скоростью на большие расстояния. Значительно быстрее можно совершить авиаперелет. Поэтому пассажирские каюты - это уже больше принадлежность круизных судов.

Пассажирские каюты, особенно на круизных судах, по комфортабельности делятся на несколько классов. Самая простая каюта напоминает купе железнодорожного вагона с четырьмя полками и практически без мебели, зачастую обращенная внутрь корпуса и не имеющая иллюминатора или окна, с искусственным освещением. А лайнер Royal Princess предоставляет пассажирам и роскошные двухкомнатные сьюты с балконами.

Каюта на корабле, именно на корабле военном - это помещение для отдыха офицеров команды. Командир корабля и старшие офицеры имеют отдельные одноместные каюты.

Общественные помещения - это салоны, кинозалы, рестораны, библиотеки. Например, круизный лайнер Oasis of the Seas на борту имеет 20 ресторанов, настоящий ледовый каток, казино и театр, рассчитанный на 1380 зрителей, ночной клуб, джаз-клуб и дискотеку.

К санитарно-хозяйственным помещениям относятся санитарно-гигиенические (прачечные, душевые, ванные комнаты, бани) и хозяйственно-бытовые, к которым относят кухни, всевозможные кладовые и подсобные помещения.

В служебные помещения пассажирам обычно доступ запрещен. Это помещения, в которых осуществляется управление судном, или находится радиооборудование, машинное отделение, мастерские, кладовые для запчастей и других судовых запасов.
К помещениям специального назначения относятся грузовые трюмы, хранилища твердого или жидкого топлива.

Парусное судно

Устройство парусного корабля немногим отличается от обычного судна. Только парусным вооружением, рангоутом и такелажем.

Парусное вооружение - набор всех парусов судна. Рангоут - детали, которые непосредственно несут паруса. Это мачты, реи, стеньги, бушприты, гики и другие элементы, знакомые по книгам о пиратах прошлых веков.

Специальные снасти, с помощью которых в определенном положении закрепляются мачты, бушприты и стеньги, называются стоячим такелажем, например, ванты. Такая оснастка остается неподвижной и делается из толстого смоленого, изготовленного из растительных материалов, или оцинкованного железного или стального троса, а в некоторых местах - цепей.

Подвижные снасти, с помощью которых ставят и убирают паруса, выполняют другие операции, связанные с управлением парусным судном, называются бегучим такелажем. Это шкоты, фалы и другие элементы, изготовленные из гибких стальных, синтетических или пеньковых тросов.

Во всем же остальном, даже в количестве палуб, похожи на собратьев.

Многопалубное судно под парусами появилось в XVI веке. На испанских галеонах в зависимости от водоизмещения могло быть от 2 до 7 палуб. Надстройка тоже строилась в несколько ярусов, в которых располагались жилые помещения для офицеров команды и пассажиров.

Строение корабля, по крайней мере, его основные конструктивные элементы, не зависит от типа и назначения судна, будь то парусники, приводимые в движение силой ветра, надувающего паруса, или колесные пароходы с паровой машиной в качестве движителя, круизные лайнеры с паротурбинной установкой, или атомные ледоколы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама