THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – . Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Александрийский маяк: краткое описание на доклад

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк построили на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как .

Он входит в число самых известных чудес древнего мира, наряду с , и .
Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы Александрийский маяк находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения ) город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.


Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов. Притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро. Как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет. Часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка.
Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света. Хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н. э.

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птолемей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя. А затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

    • со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
    • Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
    • Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
    • Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
    • Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
    • Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
    • Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
    • Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
    • На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
    • Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
    Чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра. Он, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Александрийский маяк: крушение

Прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше. Они восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

После завоевания Египта Александром Македонским был основан город, названный в его честь Александрией. Город начал активно развиваться и процветать, стал крупным центром морской торговли. Вскоре возникла и острая необходимость в сооружении Александрийского маяка.

Александрийский маяк. Информация и интересные факты

Местом для маяка был выбран остров Фарос, находящийся в 1290 метрах от Александрии. Возведением Фаросского маяка, ставшего позже седьмым чудом света, руководил архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда.

Для обеспечения подвоза строительных материалов к острову была сооружена дамба. Само строительство было исполнено по меркам древнего мира молниеносно, заняло всего шесть лет (285-279 годы до н.э.). Новая постройка сразу же «выбила» стены Вавилона из списка классических чудес света , и заняла там почетное место и до наших дней. Высота Александрийского маяка по оценкам современников достигала 120 метров. Свет, проецируемый с башни Александрийского маяка, был виден на расстоянии до 48 километров.

В маяке выделялось три яруса.

Первый ярус имел квадратную форму со сторонами 30,5 метров, ориентированными по сторонам света. Общая высота этого яруса составляла 60 метров. Углы яруса занимали статуи тритонов. Само помещение предназначалось для размещения рабочих и охраны, кладовых под топливо и продукты.

Средний ярус Фаросского маяка имел восьмиугольную форму с гранями, ориентированными по преобладающим здесь ветрам. Верхнюю часть яруса украшали статуи, часть которых функционировала в качестве флюгеров.

Верхний ярус цилиндрической формы исполнял как раз роль фонаря. Он был обнесен восемью колоннами, накрытыми куполом-конусом. Верх купола Фаросского маяка украшала семиметровая статуя Исиды-Фарии (попечительница мореплавателей). Мощный светильник проецировался с помощью системы вогнутых металлических зеркал. О доставке топлива на вершину Александрийского маяка бытуют давние споры. Одни предполагают, что доставка осуществлялась с помощью подъемных механизмов по внутренней шахте, другие же говорят, что подъем производился с помощью мулов по спиральному пандусу.

Также в маяке была и подземная часть, где располагались запасы питьевой воды для гарнизона. Стоит упомянуть, что маяк выполнял также и роль крепости, охраняющей морской путь в Александрию. Сам Фаросский маяк был даже обнесен мощной оградой с бастионами и бойницами.

В XIV веке чудо света Фаросский маяк был разрушен землетрясением. В настоящее время о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только изображения на римских монетах и останки развалин. Так, например, исследования 1996 года позволили отыскать на дне моря останки Александрийского маяка.

Маяк на римских монетах

Через сотню лет после разрушения на его месте султан Кайт-бей построил форт. И в настоящее время появляются инициаторы, желающие реконструировать Фаросский маяк, на том месте, где он первоначально находился – на острове Фарос. Но власти Египта пока не хотят рассматривать эти проекты, и крепость Кайт-бей продолжает охранять место былого великого сооружения древности.

Крепость Кайт-Бей

Маяк находился на острове Фарос близ побережья древнеегипетского города Александрия. История маяка связана с основанием этого города Древнего Египта . На самом деле, город по сравнению с другими древнеегипетскими городами, не такой уж и древний. Он появился в 332 году до н.э. благодаря знаменитому завоевателю Древнего Египта – Александру Македонскому.

Весьма тщательно Александр Македонский выбирал место для будущего города. Он определил район поселения не в самой дельте Нила, а на 20 миль южнее, хотя, казалось бы, именно в Дельте пересекаются две важнейшие водные дороги: по морю и по реке Нил. И всё же город был основан чуть в стороне от Дельты, чтобы воды великой реки не забили илом и песком городскую гавань. Александрия задумывалась как важнейший торговый центр на пересечении речных, морских и наземных путей трех континентов. Такой центр должен был иметь собственную хорошо защищенную гавань.

Для оборудования такой гавани необходимо было провести целый ряд серьезных инженерно-строительных работ. Первоочередной задачей было сооружение дамбы, соединяющей берег с островом Фарос, а также строительство мола, ограждающего гавань от песка и ила, который многочисленные рукава Нильской дельты в изобилии несут в море.

В результате у города оказались сразу две отличные гавани. Одна из них предназначалась для торговых кораблей, прибывающих со стороны Средиземного моря, другая принимала суда, идущие по реке Нил.

В 323 году до н.э. Александр умер, и вскоре после этого город перешел во владение нового властителя Египта - Птолемея I Сотера.

Во времена его правления Александрия превратилась в богатый и процветающий город-порт, и не последнюю роль в этом сыграло сооружение маяка.

Задачей маяка было обеспечение безопасности мореплавания в прибрежных водах, и благодаря этому увеличились объемы торговли, осуществляемой через Александрийский порт. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта – в нем преобладают низменности и равнины, и для успешного плаванья морякам всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Впрочем, эту задачу мог бы выполнять маяк гораздо более низкий. Даже маяк высотою в 35 м (а это высота другого Чуда Света древности – Колосса Родосского) для этих целей был бы несколько чрезмерен.

Скорее всего, в число наиболее важных функцией Александрийского маяка входило обеспечение безопасности от нападений с моря столицы государства Птолемеев. С моря могла исходить наибольшая угроза для Египта, который от нападений врагов на суше был естественных образом защищен пустыней.

Именно для обнаружения противника на значительном расстоянии от берега требовался наблюдательный пункт значительной высоты. Это было особенно актуально ввиду отсутствия вблизи Александрии каких-либо естественных возвышенностей, на которых можно было организовать такие наблюдательные пункты.

Возведение столь грандиозного сооружения требовало значительных интеллектуальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые сложно было бы привлечь в неспокойное военное время. Однако, к началу III в. до н. э. сложилась благоприятная обстановка для начала строительства. В это время, приняв титул царя, Птолемей завоевал Сирию, уведя в качестве рабов в Египет огромное количество евреев. Другими важными событиями оказались заключение мира между Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом в 299 г. до н.э., а также смерть злейшего врага Птолемея – Антигона, и раздел его царства между диадохами.

Именно после 299 г. до н.э. и началось возведение маяка на острове Фарос. Назвать точную дату строительства довольно сложно. Называют 290, 285 и т.д. годы до н.э.

Остров Фарос в 285 году до н.э. был соединен дамбой с материком, что значительно облегчало проведение строительных работ.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений подобного типа – тонких одиночных башен. Он больше напоминал футуристический небоскреб.

До наших дней не сохранилось точных сведений о размерах и конструкции Александрийского Маяка.

Высота маяка составляла от 120 до 180 м. Он представлял собой трехъярусную башню, стены которой были сложены из скрепленных раствором с примесью свинца мраморных глыб.

Основание маяка имело мощный фундамент в форме квадрата из гранита или известняка с длиной стороны около 180 – 190 м. На этой площадке располагался дворец или крепость с четырьмя башнями по углам. Этот самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Вдоль его стен внутри проходил наклонный въезд, по которому наверх могла взобраться запряженная лошадью повозка.

Второй ярус был возведен в форме восьмиугольной башни, а третий ярус Александрийского маяка напоминал цилиндр, увенчанный опиравшимся на колонны куполом. На вершине купола гордо смотрела на мир огромная статуя бога Посейдона – повелителя морей. Огонь горел на площадке под ним. Сохранились свидетельства, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии шестидесяти, а то и ста км.

Внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять на самый верх топливо для костра.

Винтовая лестница вела вдоль стен к вершине маяка вела, по ней обслуживающий персонал и посетители поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Там было установлено массивное вогнутое зеркало, по всей вероятности, изготовленное из отполированного металла. Оно должно было отражать и усиливать свет костра. Согласно источникам, яркий отраженный свет в ночное время указывал кораблям путь к гавани, а днем вместо него вверх поднимался видимый издалека огромный дымовой столб.

Александрийский маяк сразу же по окончании строительства был признан одним из семи чудес света, став предметом восхищения всего античного мира. Его силуэт изображали на сосудах, чеканили на монетах, отливали и вырезали в виде сувенирных статуэток для греческих и римских путешественников. Маяк сделался символом Александрии. В восторженных тонах описывали маяк Страбон и Плиний Старший.

Почти 1000 лет указывал судам дорогу Александрийский маяк. Землетрясения понемногу разрушали его. В 1183 году он всё ещё высился на острове, в этот год Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Грандиозное сооружение настолько потрясло его, что он воскликнул: «Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!». Александрийская бухта к XII веку настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. В XIV веке он был полностью уничтожен землетрясением. Мамлюкский султан Кайт-бей в 1480 году построил на фундаменте маяка крепость, которая получила имя своего создателя. Крепость эта стоит и поныне.

об Александрийском маяке

  • Маяк возвели в городе Александрия, основанном Александром Македонским. Великий полководец заложил в различных концах своей необъятной империи как минимум 17 городов с аналогичным названием. Бесследно исчезли почти все эти города. И только Египетская Александрия процветала в течение многих столетий и благоденствует по сей день.
  • Маяк создал архитектор Сострат из Книдии. Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, желал, чтобы было выбито на камнях только его царственное имя, и чтобы его именно почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, гордый своим творением, нашел способ увековечить своё имя. Он выбил такую надпись на каменной стене: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", затем покрыл эту надпись слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Прошли века, и штукатурка осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.
  • Александрийский маяк – седьмое чудо света – на самом деле является восьмым чудом. Вторым чудом света до его постройки считались стены Вавилона. Когда маяк был возведён, современники настолько были поражены этим выдающимся сооружением, что стены Вавилона попросту вычеркнули из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.
  • По всему свету разлетелась весть о Чуде, и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто – Фаросом. Позднее слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (французском, испанском, румынском).
  • А в русском языке от него произошло слово «фара».

Александрийский маяк, стоявший на восточном берегу острова Фарос, считается одним из Семи чудес света. В далёком прошлом городская гавань Александрии была мелководная и каменистая, поэтому чтобы обезопасить морские суда от беды, на подходе к городу был построен каменный маяк. Первый и единственный на греческой земле Фаросский или Александрийский маяк построил Сострат Книдский. Строительство было начато в 283 году до н. э. и продолжилось всего 5 лет. Во временя Птолемея возведённый маяк был выше самой высокой пирамиды. Для его строительства Сострат Книдский использовал все новейшие изобретения и достижения александрийских ученых. Своё имя он увековечил на мраморной стене величественного сооружения. Надпись гласила: "Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов", её он похоронил под слоем штукатурки, поверх которой написали восхваления царю Птолемею Сотеру. Но, время расставило всё по своим метам и мир узнал подлинное имя архитектора и строителя одного из чуда света, после того, как тонкий слой штукатурки отвалился от стены. Маяк представлял собой грандиозное трёхъярусное сооружение, высотой 120 метров. Его нижний этаж имел четыре грани, обращенные к частям света (на север, восток, запад и юг), восемь граней второго яруса имели направления восьми главных ветров, самый верхний третий этаж - купол маяка с величественной семиметровой статуей Посейдона.

Одна из статуй, украшавшая башню маяка, направлением руки показывала время суток, так в период солнцестояния на небе она держала руку вверх, как бы указывая на солнце, после захода моряки могли видеть статую с опущенной рукой вниз. Ещё одна статуя отбивала каждый час днем и ночью, другая указывала направление дующего ветра. Ученые придумали для маяка сложную систему металлических зеркал, который помогали усилить свет огня, что бы моряки могли видеть его издалека. Всё это уникально и фантастично для того периода времени. Не зря Александрийский маяк зачислили в одно из семи чудес света. Территория маяка была обнесена крепостной стеной, за которой располагался целый военный гарнизон.

Маяк исправно выполнял свои обязанности до 14 века. С падением Римской империи он перестал светить. Простояв 1500 лет, маяк пережил сильнейшие землетрясения и воздействия природных сил, в виде ветра и дождя. За этот долгий срок, огромный даже для камня, он начал разрушаться. Его огонь навсегда погас, не выдержав землетрясение (IV век). Обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго ещё стояли стены нижнего этажа.

Даже когда он был наполовину разрушен высота его составляла около 30 м. В середине XIII века материк вплотную приблизился к острову и маяк стал не нужен совсем. В начале XIV века его разобрали на камни, а на его развалинах построили средневековую турецкую крепость, которая до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.

В настоящее время сохранился только цоколь маяка, который целиком встроен в средневековую крепость. В 1962 году, в прибрежных водах, на глубине 7 м, аквалангистами были обнаружены остатки Александрийского маяка. Со дна моря были подняты потрескавшаяся колонна и знаменитая статуя Посейдона, венчавшая купол маяка.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама