THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Нам дали свободное время, вывели в ряды большого сука (рынка), и отпустили в свободное плавание.

2

Я сказала, что рынок «большой»? Я оговорилась, рынок просто огромный. Сувениры, одежда, обувь, ковры. От обилия красок и запахов кружилась голова. Не люблю я долго ходить по магазинам и рынкам, это меня утомляет, а назойливые продавцы начинают быстро надоедать. Не понимаю тех людей, которым нравится долго торговаться, прицениваться к каждой вещи. Да, я торгуюсь, но всегда по делу, если вещь мне действительно нужна и понравилась. Купила я себе небольшой коврик и зеркало, отделанное в марокканском стиле металлом и верблюжьей костью. И решила выходить на «свежий воздух».

Но в какую сторону идти, я попала в настоящий лабиринт из торговых рядов и палаток. Но тут вспомнила я наставления для заблудившихся, что надо ориентироваться на минарет Кутубии, он, яко бы, виден из любой точки города, а где-то недалеко от него и наш отель. Но не тут-то было, стены домов стоят так близко друг к другу, что разглядеть можно только узкую полоску синего неба.

Тогда я просто направилась вдоль базара в сторону площади Джемаа-эль-Фна, ведь все дороги в Марракеше ведут на главную площадь города.

1


Вот она залитая ярким солнцем Джемаа-эль-Фна . Где-то здесь совершались казни, и отрубленные головы преступников, засоленные местными евреями, выставляли для всеобщего обозрения на утыканной гвоздями стене. Название у площади соответствующее — «Собрание мертвых». Солнце было еще высоко, людей на площади было мало, а может отсутствие толп народа объясняется тем, что на этот день не было запланировано ни одной казни? Но, скорее всего факиры, шпагоглотатели и гадалки просто отсыпались после ночной смены. Не успела я выйти на площадь, как тут же была атакована ватагой ребятишек, требовавших мзду, за проход по их территории.

2


Пришлось откупаться конфетами, но они не ограничились несколькими штуками, а просто вырвали весь пакет из моих рук и скрылись за ближайшим лотком продавца сока. Точно, побывать в Марокко и не испить свежего апельсинного сока из грязного стакана уличного торговца это непростительный грех для путешественника.

1


2


А вот и они… Шипят, извиваются, пляшут под дудочку заклинателя змей. Змеи — моя слабость, не могу просто пройти мимо, обязательно остановлюсь и пообщаюсь. Черненькие стройненькие кобры не отрываясь смотрят на своего повелителя, и совсем не обращают внимания на любопытных туристов, которые, осмелев, присаживаются буквально в полуметре от своей смерти. Говорят, что бы играть часами на дуде, заклинатели потребляют огромное количество масла, не понимаю, как это связано.

Тут же снуют зазывалы, предлагающие сфотографироваться со змеей. Настойчивый парень эту змеюку мне и на шею наматывал, и об лицо умудрился змеей потереть, расхваливая качество ее шкурки. Не соблазнил. Но наиболее страшными, страшнее кобр, мне показались меланхоличные змеищи, свернувшиеся толстыми кольцами. Они никак не реагировали за звуки музыки, и лишь исподлобья разглядывали окружающих, казалось, что они выбирают себе жертву. Животный ужас заставлял меня держаться от них подальше. Кто они? Может это гадюки-щитомордники? От созерцая змей меня отвлек какой-то лепет за спиной. Обезьянка сидела на плече бомжеватого гражданина и трогательно тянула ко мне лапку. Я судорожно зашарила по карманам. Есть! Несколько конфет уцелело после набега мальчишек. Обезьянка вежливо взяла конфету, аккуратно развернула ее и с блаженным видом засунула угощение за щечку. Тот же маневр с протянутой лапкой проделал и ее хозяин. На этот раз отделалась сигаретой. Глубоко затягиваясь ароматным дымом, обезьяний «папа» поинтересовался, как поживает наш Путин, как разрешился конфликт с Грузией. Попутно ругнул Соединенные Штаты. Вот, это да! Оказывается, на площади Джемаа-эль-Фна обсуждают внутреннюю и внешнюю политику России.

2


— Деньги давай! — стали наперебой требовать они.

— Денег нет,- привычно отмахнулась я.

— Ты нас фотографировала, ты должна нам платить!

— Ребята, вы ошибаетесь, я вас вижу в первый раз, — и, развернувшись, уже хотела уйти, когда почувствовала на своем плече наглую руку. И вдруг слышу, как кто-то внутри меня закричал жалким испуганным голоском: «ПОЛИЦИЯ! ПОМОГИТЕ!». Как ни странно, это помогло, хотя полиция так и не появилась, но люди на площади мигом повернули головы в мою сторону. Вымогатели, злобно выругавшись, оставили меня в покое, и пошли искать другую жертву. Всё, с меня на сегодня хватит впечатлений, возвращаюсь в отель!

«...знаменитая площадь... ...колдуны и гадалки... ...толкователи Корана... ...кулачные бои... ...заклинатели змей...»

Глаза скользили по строчкам, выхватывая лишь отдельные слова, читать ивритский текст на ходу в автобусе было тяжеловато, но я ещё некоторое время упорствовала, выискивая хоть какую-нибудь дату.

Заклинатели змей... надо же! Сейчас увидим площадь, на которой в средневековье (а когда же ещё!) ежедневная жизнь была настоящей восточной сказкой. Не иначе, и сам Ходжа Насреддин захаживал туда со своим ослом посквернословить и обжулить какого-нибудь торговца, не менее лживого, чем любой другой...

Затолкав листочки с распечатанной программой дня в сумку, я отвернулась и мечтательно уставилась в окно. Перед глазами «проплывала» толстенная грязновато-розовая стена — автобус подъезжал к старому городу, который во всех арабских странах называют мединой.

Гид тем временем вещал об отверстиях, которыми усеяна крепостная стена в Марракеше. Дело в том, что строили стену давным-давно и, естественно, вручную. Чем выше забирались, тем меньше выручала приставная лестница, вот и оставляли тут и там дырки, в которые каменщики вставляли ступню, чтобы покрепче упереться.

Дырки впоследствии полагалось заделать, но в Марракеше их почему-то оставили, а теперь уж и речи не идёт об изменениях — эти отверстия стали отличительной особенностью, чуть ли не визитной карточкой Марракешской медины.

Стене, между прочим, уже почти тысяча лет! А построена она из очень прочной смеси глины, соломы и специальной извести.

В строительную глину раньше добавляли землю, которая в Марракеше из-за особых пигментов имеет красный оттенок — отсюда и самая разнообразная палитра охряных, розовых и красных цветов у всех марракешских строений.

Красная почва Марракеша

Теперь из глины ничего не строят, но в обычный бетон заливают литры розовой краски, чтобы город сохранял свой «фирменный» колорит.

Двигаясь вдоль крепостных стен, мы проехали несколько ворот, которых вообще-то целых двадцать.

Самыми знаменитыми и красивыми считаются Баб Агнау (Bаab Agnaou) — парадные ворота, построенные в 12 веке по приказу султана из сословия Альмохадов.
Это единственные ворота медины, выполненные из камня. Роскошный и древний образец традиционной исламской архитектуры.

Хотя многим современным туристам интереснее разглядывать не сами ворота, а аистов, свивших гнезда по обе стороны от арки.

Но вот перед нами выросла во всей красе Аль-Кутубия — самая большая мечеть Марракеша, и я ненадолго «унеслась» прочь, в иную страну, в другое своё путешествие.

Подумалось о странной взаимосвязи событий и знаний, какие мы постепенно приобретаем, а ещё о том, как вовремя, в нужный период всё приходит...

Совсем недавно, и года не прошло, мы были в Андалусии, знакомились с шедеврами стиля мудехар, любовались прекрасной Хиральдой.
А потом, чтобы написать об этой севильской башне, я читала много статей, и узнала про династию Альмохадов, правивших в 12-13 веках.

Третий халиф династии Альмохадов, эмир Абу Юсуф Якуб аль-Мансур в период своего правления, между 1184 — 1198 г.г., заказал строительство сразу нескольких минаретов, которым предстояло стать символами могущества исламского мира.

Считается, что минарет Аль-Кутубия, воздвигнутый в Марракеше, явился прототипом для Башни Хасана в Рабате и севильской Хиральды, хотя вообще-то все три минарета строились одновременно и, скорее всего, по единому проекту.

Когда я писала эти строчки в черновике, Марокко казалось мне абстрактным и нереально далеким, но уже на момент публикации заметки от поездки в Марракеш и Рабат меня отделяли каких-то три недели!

Родная сестра Хиральды, овеянная легендами Аль-Кутубия, здравствуй! Волнующая встреча. К сожалению, внутрь мечети могут входить только мусульмане, другим это запрещено, и остаётся удовлетвориться наружным осмотром.
Первое, на что обращаешь внимание, наглядевшись на изысканный декор минарета, — это четыре золотых шара, венчающих шпиль. Неправильное число! Шаров на мечетях может быть три или пять.

Три — по количеству принципов ислама: Иман (вера в Аллаха), Ислам (повиновение, покорность, подчинение воле Всевышнего Аллаха) и Ихсан (искренность молитвы).

Или же шары могут означать три основы жизни — земля, соль, вода

Если шаров пять, то они символизируют пять основных добродетелей ислама, обязательных для всех правоверных мусульман: шахада (единобожие), намаз (пять ежедневных молитв), ураза (пост во время месяца Рамадан), закят (подаяние нуждающимся), и хадж (паломничество в Мекку).

Аль-Кутубия

На Аль-Кутубии четыре шара, и на этот счёт, конечно же, имеется занятная легенда:
Одна из жен султана согрешила... В чем состоял грех, Аллах её знает, но всем заинтересованным лицам правоверная мусульманка, биясь в раскаянии, сообщила, что в пост священного месяца Рамадан не устояла и съела целых три виноградины. Во искупление данной провинности женщина, ни много ни мало, отдала на переплавку все свои ценные украшения, дабы из них сделали золотой шар и поместили в навершие мечети. Видно, сильно боялась, плутовка Аллаха, знала, что его-то не обманешь.

Судьбу тоже не обманешь. Нам предстояло впервые покинуть автобус и вкусить настоящего Марокко. Шум, гам, суета, куча разномастных персонажей — впечатления окатили, как из ушата (рогом изобилия не назову, слишком красиво прозвучит).

К нам тут же кинулись нищие за подаянием и какие-то торговцы стали навязчиво предлагать свой товар...

Рисовальщицы хной чуть не силой хватали за руки и в мгновение ока начинали работу, ловко нанося на пальцы завитушечный узор. Потом за это, само-собой, предстояло заплатить. Несколько дам из нашей группы попались.

Из интернета

В нос бил насыщенный запах лошадиного навоза. И это в холодный, сильно ветреный день! Источник был очевиден — на широкой улице, ведущей к главной площади медины, цепочкой стояли экипажи.

Вот странность, вроде во всем мире сейчас катают туристов в «каретах», но такой вони не припомню нигде. Ни в Европе, ни в Турции , ни даже в арабском Акко.

Но о неприятных запахах пришлось мгновенно позабыть — впереди нас ждало нечто невообразимое. Знаменитая площадь Джемаа-аль-Фна , внесенная в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Колдуны, гадалки, местные «артисты» с дрессированными обезьянками и соколами, музыканты, заклинатели кобр — не канули в прошлое, как я было подумала, невнимательно прочитав описание площади. Нет! Они реально тусуются на Джемаа-аль-Фна, которая в нашем современном мире продолжает сохранять атмосферу средневековья.

Первое слово в её названии означает «соборная мечеть», а второе — «мертвый». Мрачный выходит перевод, что-то вроде «Собрания Мертвецов». Но понять можно. В прошлые столетия главные площади почти во всех городах мира являлись местом публичных казней. На Джемаа-аль-Фна тоже казнили мятежников и воров, вывешивая затем на всеобщее обозрение их отрубленные головы.

Кроме того, в древности через Марракеш — старейший город региона, основанный в 11 веке, проходили караванные пути, связывавшие европейские и арабские страны с Африкой. На площади Джемаа-аль-Фна находился тогда невольничий рынок, и стояли столбы, к которым привязывали африканских рабов — «черное золото» средневековья.

Мы и теперь наблюдали на площади чёрных африканцев, но, понятно, уже не рабов. Они приторговывали всякой дребеденью и чувствовали себя вполне свободно.
В отличие от меня.

Я была в шоке и в ступоре. Гид дал свободное время и моментально исчез, группа тоже рассосалась подозрительно быстро, а мы с Софой стояли посреди шума и хаоса, совершенно не понимая, что же делать.

Делать мне, конечно, хотелось только одно — фотографировать. Много, много, много фотографировать! Но было страшно. За любое фото надо платить, а сколько? Установленной таксы нет.

Местный вариант музыкального центра

Я по-честному решила заплатить водоносу, однако он накинулся на меня с грубым криком, размахивал руками, гримасничая совал монетку обратно. Мало ему. Дала ещё монетку — та же фигня. Пришлось спасаться бегством.

Больше я платить никому не пыталась. Съёжилась, застыла, и боялась в сторону «артистов» даже посмотреть...
Но вскоре принялась делать «воровские» фото — пригодилась, наконец, на все 100% моя сноровка, основательно отточенная в интерьерах европейских дворцов и музеев!

Использовала любой момент, когда «объекты» отвлекались на других туристов, или на разговоры друг с другом, или на внезапно затеянный кулачный бой.

Постановочные фото были бы, конечно, лучше, но меня радовал и случайно собранный урожай.

Музыканты с грубыми железными кастаньетами, точнее, с марокканскими аналогами кастаньет, которые оглушающе громыхают дрессировщик сокола с голубями

Одно было обидно — заклинателей кобр без договоренности не заснять. Ну, не разыгрывают они просто так своё представление. Опять соваться со своей мелочью, а потом отбиваться, если им будет мало? Не рискнула.

Как ни странно, именно тут мне повезло. Сами подошли, культурно попросили посмотреть за «сколько дашь» и, действительно, всего за 5 дирхам устроили небольшой спектакль.

Ещё и со змеёй в руках предложили сделать селфи, но от этой затеи я поспешно отказалась сама.
Вот и не верь после этого в примету, что встреча с водоносом обязательно приносит исполнение желания. Мое желание унести кучу фоток с аль-Фна исполнилось, хоть и вредный мне старикан попался.

О водоносах стоит, пожалуй, сказать чуть больше. Водопровод в Марокко появился не так уж давно, а с питьевой водой в странах Африки всегда было проблематично. Вот и возникло исторически это занятие. Водоносы ходят по улицам, носят воду в бурдюках и предлагают прохожим. Блестящие чашки для питья крепятся ремнями на груди.

Чтобы быть заметными в толпе, водоносы облачаются в красные одежды с колокольчиками и кричаще яркие шляпы с бахромой.

Сейчас эта профессия отмирает, превращаясь в аттракцион для туристов, но все же в Касабланке мне удалось увидеть настоящего водоноса. Он ходил в обычном, не туристическом квартале и предлагал воду именно попить, исключительно местным жителям. Его красный балахон не был нарядным — линялый и выцветший, а плошки не сверкали золотом — простые жестянки. Многие прохожие на ходу отмахивались, некоторые пригубляли для вида и совали старику монетку. Жалкое, в сущности, зрелище.

Ладно, отвлеклась немного. Вернёмся на нашу сказочную Джемаа-аль-Фна.

Время подкатывало к обеду, погода совсем испортилась, и мы с Софой спрятались от дождя под навесом одного из окружающих площадь ресторанчиков, в котором, как оказалось, неплохо кормят и даже есть нормальный Wi-Fi.

Там же за столиком обнаружилось несколько израильтян из нашей группы. Ни с кем из них мы в первый день поездки ещё не успели познакомиться, а теперь подсели, разговорились. Оказалось, одна пара прекрасно знает арабский язык. Мужа ещё ребёнком родители вывезли в Израиль из Марокко, жену, тоже в детстве — из Алжира.

Супруги явно кайфовали от всего происходящего вокруг и от Марокко вообще, они чувствовали себя, как рыбы в воде. С этого момента по медине Марракеша мы гуляли все вместе. Мои страхи испарились, шок уступил место восторгу и новые впечатления потекли рекой.

На главную площадь вернулись во второй половине дня. Она на глазах менялась, множество людей споро сооружали на открытом пространстве шатры, подтаскивали скамьи и большие мангалы. Я уже знала, что здесь будет, когда стемнеет.

Поздно вечером Джамаа-аль-Фна превращается из цирковой арены в гигантский ресторан под открытым небом. Местные жители приходят целыми семьями на ужин, весь город стекается сюда, и чтобы накормить жителей и гостей Марракеша на площадь приезжают десятки передвижных кухонь.
Начинается большая и шумная восточная трапеза, на которой можно отведать все известные марокканские блюда.

Из интернета

Но мы не остались, пусть даже это считается туристическим преступлением. Впечатления и так зашкалили, нужно было переварить этот день и выспаться, чтобы утром опять идти как в бой на Марракеш за новыми трофеями открытиями...



Площадь Джема эль Фна стала местом паломничества для миллионов туристов приезжающих в Марокко и желающих окунутся в её незабываемую атмосферу. Она словно огромный магнит притягивает туристов со всего мира, Писать о ней так, чтобы не повторится очень трудно, так как информации в интернете и на книжных полках просто огромное количество. Нам хочется просто передать свои впечатления и рассказать о том, как увидели её мы.


Хотелось бы несколько слов сказать об историческом прошлом площади Джема- Эль- Фна.

Что же это за площадь Джема-эль-Фна?

// dulibpartusan.livejournal.com


Название площади пошло от слов "Джема" с арабского означает "Соборная мечеть", а слово "Фна" - "Смерть" или "Место, где царит смерть". Эта площадь имеет ещё одно ужасающее название: "Площадь отрубленных голов".

На этом месте публично линчевали всех разбойников страны. Изначально эти казни отмечались особой жестокостью, где приговорённые на протяжении целой недели придавались жестоким пыткам. Уже полуживых и без глаз их изуродованные тела придавали обезглавливанию. Позже эти зверские казни запретили, и они стали проходить в скорой форме в виде моментального отсечения головы.

Так вот, одно время на площади находилась одна мечеть, построенная в эпоху правления Альморавидов. В 1147 году войны двора Альмохадов захватили город и разрушили все строения на этой площади, включая религиозные. Какое-то время - территория была проклята, и на ней никто не хотел жить. Тем не менее султан обязал восстановить всё, что было разрушено в боях с Альморавидами. После ремонта, ситуация не изменилась, и был издан новый указ - отдать площадь под казни, как это и было раньше.

// dulibpartusan.livejournal.com


О том, как важна площадь для горожан и, прежде всего, для туристов, свидетельствует один факт. Когда в 1956 г. страна обрела независимость, новое правительство устроило на этом месте рынок, и туристы перестали посещать Марракеш. В то же время коренные горожане сопротивлялись решению правительства, говоря, что их лишили главного места встреч. Спустя год правительство, поняв свою ошибку, изменило решение, и площадь вновь ожила, и современная Джема-Эль-Фна представляет собой театр под открытым звёздным небом.

// dulibpartusan.livejournal.com


Площадь Джема-эль-Фна за свою самобытность занесена в список культурного наследия ЮНЕСКО.

С этой площади начинаются все обзорные экскурсии по городу в частности это центральный вход в медину. Главным ориентирами на площади является Cafe du France старое здание CTM и здание мечети.

// dulibpartusan.livejournal.com


// dulibpartusan.livejournal.com


// dulibpartusan.livejournal.com


В течение дня на площади работают всего несколько киосков.

// dulibpartusan.livejournal.com


На площади можно увидеть живых символов Марракеша - это водоносы-берберы в национальных костюмах. Прежде водоносов почитали, поскольку они были вхожи в любой дом. По совместите&льству они нередко выполняли роль свах. Сегодня водоносы в Марракеше зарабатывают на жизнь тем, что фотографируются с туристами за деньги.

// dulibpartusan.livejournal.com


Хотя жизнь кипит здесь и днём, но настоящего апогея достигает лишь после захода солнца ближе к 18 часов вечера.Мы же попали в Марокко в священный для мусульман месяц рамадан и к сожалению не смогли в полной степени ощутить все красоты площади.

Множества артистов на ней просто не было, но мы прочувствовали этот месяц вместе с местными жителями и статью об это ещё обязательно опубликуем.

// dulibpartusan.livejournal.com


Разноцветные кибитки с горами фруктов начинают свое беспорядочное движение и появляются самыми первыми ещё на рассвете.

Обязательно нужно попробовать фреш из апельсинов. Но будьте внимательны, продавцы часто обманывают что и произошло с нами. Продавец предложил нам микс-фреш из разных цитрусовых и лишь когда мы выпили по глотку прохладного напитка он потребовал по 30 Дирхамов с каждого. В недоумении мы показывали на цену 4 Дирхама за напиток, он же оживлённо доказывал что это был микс из 3 видов цитрусовых каждый за 10 Дирхамов. Мы долго ссорились, потом бросили 20 Дирхамов на стойку развернулись и ушли. А лучше всего это припугнуть полицией,действует 100%.

// dulibpartusan.livejournal.com


Лотки с конусообразной посудой под названием тажин. Тажин, или, как его еще называют, таджин - посуда уникальная. Он появился несчетное количество лет назад в странах Магриба, но по сей день не утратил своей актуальности и прочно занял почетное место в кулинарии многих стран мира.

// dulibpartusan.livejournal.com


Не верьте тому, что это аттракцион; сугубо для иностранцев: сюда съезжаются люди со всего Марокко -гадалки, заклинатели змей, рассказчики сказок, торговцы всяческой снедью, рисовальщицы хной, музыканты, продавцы апельсинового сока - вокруг каждого собирается толпа. В ней легко потеряться и потерять счет времени. Есть хорошая возможность понаблюдать за вечерним видом на площадь с террасы Кафе Франсе, заказав у бармена напиток или что-то из национальной кухни.

// dulibpartusan.livejournal.com


Фотографируя все подряд, надо быть готовым к тому, что если в кадр вам случайно попадет чья-нибудь живность, придется тут же расстаться с несколькими дхармами в пользу хозяина зверюшки. Особенно часто любят использовать такого рода оплошность доверчивых туристов владельцы змей, угрожая в противном случае напустить на вас своих ядовитых питомцев. Именно здесь проще сразу отвернуться, прежде чем ваш интерес заметит заклинатель змей, который "за просмотр" тут же потребует с вас бакшиш. Что-бы их не провоцировать, мы не фотографировали весь зоопарк

// dulibpartusan.livejournal.com


Вечер на площади Джема-эль-Фна в Марракеш

// dulibpartusan.livejournal.com


Ажурные металлические светильники со вставками из цветного стекла. Самый простенький светильник; на одну свечку можно купить за 20 дирхам (2 евро).

// dulibpartusan.livejournal.com


// dulibpartusan.livejournal.com


Лавки со светильниками очень впечатляют&: эти воздушные металлические кружева особенно хороши в массе, когда все светятся.

// dulibpartusan.livejournal.com


На площади орудует множество рисовальщиц хной, дайте ей на секунду свою руку и она разрисует её. Но мы выбрали изэтой толпы рисовальщиц одного рисовальщика с нетрадиционной ориентации представив как не легко ему живётся в этой консервативной стране. И клиентов у него совсем не было.

// dulibpartusan.livejournal.com


Рисование хной

Нарисовал он старинный берберский рисунок, и Нину после этого называли все ни иначе как Фатима. :lol:

// dulibpartusan.livejournal.com


Берберские мотивы

// dulibpartusan.livejournal.com


Вечерняя торговля на площади Джема эль Фна

// dulibpartusan.livejournal.com


// dulibpartusan.livejournal.com


На мотороллерах ездят марокканцы; любого возраста, пола и религиозных взглядов. Загорелые юноши в кожаных куртках, широкоплечие и с пронзительным ищущим взглядом, аккуратно объезжают торговцев, разложивших ковры для молитвы.

Площадь Джема-Эль-Фна (Jemaa el Fna) привлекает туристов со всего мира необычной атмосферой, владычествующей после заката солнца. Площадь имеет несколько названий: «Место, где царит смерть» и «Площадь отрубленных голов» из-за своего прошлого.

В X веке на соборной площади проводилось линчевание разбойников, убийц, воров и других законопреступников. После оглашения приговора в течение недели обвиняемого подвергали жутким пыткам, отрубали руки, выкалывали глаза, волокли по всей площади, и только потом изуродованного и измученного разбойника линчевали. В те времена закон был строг и не особо справедлив, поэтому такая участь могла коснуться даже правоверного человека.

Сейчас Джема-Эль-Фна — место безудержного празднования после заката солнца. Здесь собираются не только туристы, но и марокканские семьи от мала до велика, чтобы ради увеселения посмотреть национальные танцы, актерские представления и отведать шедевров кулинарии по низкой стоимости.

Мы отправились изучать красоты Марракеша, в том числе взглянуть на площадь Джема-Эль-Фна, самостоятельно, без привлечения гидов. Покупали билеты на автовокзале в Агадире (пересечение av. Abderrahim Bouabid/av. Hassan 1er). Можно купить сразу билеты туда-обратно, а также в другие города Марокко. Стоимость билета от автокомпании СTM — 105 дирхамов. Автобус приезжает на автовокзал CTM Gare Voyage (недалеко от железнодорожного вокзала), от него и отправляется обратно.

От автостанции добраться до Медины можно на такси (50 дирхамов, можно еще поторговаться) или на автобусе (4 дирхама). Вы за 15 минут доехали до площади на автобусе №14.

Где остановиться: отели

Мы останавливались в отеле Hotel Ichbilia, который выходит прямо на главную площадь Джема-эль-Фна, бронировали на букинге. Правда, фотографии, представленные на сайте, не соответствуют действительности. Также будьте готовы к отсутствию в отелях полотенец, шампуня, геля для душа. Стоимость одной ночи в номере на троих — 225 дирхамов. Единственный плюс — близость к Медине, площади и большому рынку, поэтому остановиться здесь на одну ночь можно.

Конечно, есть варианты симпатичнее, но по цене выше как минимум в два раза.

Что творится на площади Джема-эль-фна?

Площадь Джема-эль-фна для местных — место встречи друзей и родственников, для туристов — кладезь национальных традиций и особенностей местной кулинарии. Днем здесь стоит неприятное зловонье, из трущоб к вечеру постепенно выходят попрошайки, слепые, безногие, бабушки, дети, беженцы из Сирии, сумасшедшая местная проститутка с обнаженной грудью. Выглядит всё это жутко, пока дойдешь до площади по главной улице мимо всех юродивых и бессовестных вымогателей, затоскуешь по вполне европеизированному Агадиру.

Запомните важное правило: не берите в руки ничего, даже если говорят, что это «present». Потом начнут просить оплату и могут даже устроить скандал, обвинив вас чуть ли не в воровстве. Будьте приветливы, но не позволяйте себя обмануть. Это не значит, что все марокканцы плохие люди и мошенники, большинство местных с радостью вам помогут найти дорогу, некоторые с удовольствием доведут до пункта назначения, сделав ремарку «я помогаю вам не из-за денег». В Марокко проживают не только арабы, но и афроамериканцы и цыгане, вот многие из них занимаются разбойничеством и обманом.

Одна из дам схватила за руку и начала задавать вопросы о татуировках, тут же начала рисовать хной, что даже не успеваешь опомниться. Говорит, что нарисует очень маленький рисунок, в итоге разрисовывает всю ладонь непонятными некрасивыми узорами и присыпает разноцветными стразами. Ты ей говоришь, что не просил разрисовывать руку, и этот рисунок совершенно не нужен, она начинает рассказывать, что потратила много хны. Мы даем ей дирхам и уходим, она в гневе возвращается к своим цыганкам-подружкам в парандже и жалуется на жадность туристов.

Другой, когда ты проходишь, сажает голубя на плечо и начинает тянуть руку, также суют змей, ящериц и всяких других представителей местной фауны. Нужно иметь железные нервы, чтобы отражать нападения назойливых арабов, берберов, африканцев, цыган.

Старайтесь не фотографировать арабов, заклинателей змей, актеров, музыкантов, иначе может начаться конфликт, с криками и даже дракой.

Многие путешественники приезжают специально на площадь Джема-эль-фна, чтобы отведать национальные блюда по низкой стоимости.

Мы попробовали кус-кус, вегетарианский тажин, легендарный суп Harira, кебаб-микс, марокканский салат. Более менее вкусным оказался только кус-кус, в тажине была одна морковь, пара картофелин и стручков гороха, а суп оказался совершенно невкусным. Ужин обходится примерно в 70-100 дихрамов на троих, учитывая, что в агадирском суке мы трапезничали за 30 дирхам максимум, а удовольствия от вкуса получили гораздо больше. Но обязательно попробуйте вареных улиток со специями (5 дирхамов) — отменные!

Во многих путеводителях пишут, что вы сможете поесть за 1-2 дирхам, не знаю, в каких это временах было, но сейчас самое дешевое — это улитки и невкусный суп (5 дирхам), все остальное от 30 дирхам.

На площади можно еще посмотреть на народные танцы, послушать песни, наслаждаясь апельсиновым (4 дирхамов) или бамбуковым соком (6 дихрамов). Для сравнения в Агадире на рынке оба эти вида по 5 дирхамов. Мы провели на площади около двух часов, конфликтуя с назойливыми официантами, заклинателями змей, гадалками, волшебниками, музыкантами, продавцами и отправились в отель.

На следующий день утром на площади царила тишина, мы позавтракали в кафе рядом с нашим отелем достаточно дешево (чай, кофе — 10 дирхамов, булочки, круассаны — 3-5 дирхамов). Рядом с площадью множество кафе, где можно полакомиться европейской кухней, национальными лепешками и марокканскими сладостями.


Обязательно прогуляйтесь до рынка, который начинается прямо на площади и проходит через весь город.

Не забудьте загрузить в гаджеты навигатор, который будет работать без интернета, потому что в кварталах Souk можно заблудиться, самостоятельно без помощи карты или навигатора вы однозначно не выйдете. Souk — будто город в городе! Здесь можно выгодно купить изделия из кожи (сумки, рюкзаки, куртки, обувь), специи, фрукты, национальные наряды, платки.

Чудо Марракеша

Площадь Джема–эль–Фна в Марракеше - удивительное, восхитительное, окутанное мистическими загадками место. «Витриной традиционного Марокко» часто называют площадь Джема–эль–Фна. На протяжении веков, площадь была центром Марракеша и его уникальным символом архитектуры. Площадь Джема–эль–Фна имеет абсолютно неупорядоченную архитектуру, и не смотрится логически законченным ансамблем. Здесь царит и шокирующий, и притягательный дух. Площадью Джема–эль–Фна можно восхищаться и ужасаться одновременно, потому что в 10 веке она была местом проведения казней.
Архитектура Марракеша начала формироваться с 12 века. Она продумана и непредсказуема, как сам Восток. И площадь Джема–эль–Фна вписалась в эту архитектуру так, что сейчас является сердцем Марракеша, его визитной карточкой.

Площадь в наши дни

Нет больше таких площадей, как Джема–эль–Фна, где царит дух торга, восточного базара, который не прекращается ни днем, ни вечером. А с наступлением темноты, площадь Джема–эль–Фна в Марракеше становится местом красочного, и порой нереального действа. На площади вы сможете послушать этническую музыку народов Востока и Африки. Это и ритмичный стук бендиров и лязг трещоток - гарагаб.
Путешествуя по городу и наслаждаясь архитектурой Марракеш, Вы не сможете пройти мимо и не остановиться, чтобы полюбоваться площадью Джема–эль–Фна, и насладиться трансовой музыкой гануа.
В вечернее время суток площадь Джема–эль–Фна потрясет вас множеством людских кругов, которые жаждут увидеть действо в центре круга. «Зрелища» эти и разнообразны, и необычны.
Однако, площадь Джема–эль-Фна вас удивит. Она оглушит вас своим великолепием и невероятными вещами, которые вы увидите здесь. Поэтому, приехав в Марокко, не забудьте посетить площадь Джема–эль–Фна в Марракеше.

Площадь Джема–эль–Фна и её чудеса

Если вы в первый раз приехали в Марракеш, вам следует разменять крупные банкноты на мелочь, потому что за фото- и видеосъемку вам надо будет заплатить. Остановившись на площади Джема–эль–Фна поглазеть на восточные чудеса, приготовьте несколько монет, чтобы отблагодарить за просмотр удивительного зрелища. Получив несколько монет, торговцы площади и её артисты будут к Вам более благосклонны, и возможно, разрешат прикоснуться к чудесам.
Марракеш откроет вам удивительную возможность прикоснуться к тайнам Древнего Востока и почувствовать себя в райском месте. Марракеш является обладателем большого количества архитектурно – исторических памятников. И один из главных памятников архитектуры в Марракеше – неповторимая, шумная и колоритная площадь Джема–эль–Фна.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама