THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Акбау́р (Ак-Баур, Ак-Бауыр) - комплексный природно-исторический памятник Верхнего Прииртышья.

В Уланском районе Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан расположен природно-исторический памятник Акбаур, который привлекает внимание многих исследователей уже более 70 лет. Здесь работали как исследователи-профессионалы (Черников С.С, Арсланова Ф. Х., Самашев З. С., Ткачев А. А., Недосекова И. Ю.), так и краеведы-любители.

Исторические памятники Восточного Казахстана активно изучались с начала XX века учеными разных направлений: археологами, историками, геологами. По отдельным историческим памятникам накоплен достаточный фактический материал, но знакомство с ними затруднено, так как большая часть находится в архивах области, центральных библиотеках гг. Алматы, Санкт-Петербурга.

На территории Восточного Казахстана расположено большое количество исторических объектов. Термин «Акбаур» используется для обозначения района, ограниченного селами Б. Утепов, Васильевка, бывшим санаторием Горняк, Кочунай, Кок-Тау. В центральной его части располагаются урочище Акбаур (петроглифы на сланцах и гранитах, разновременные захоронения, остатки поселений), сопка Коржимбай (грот с писаницами), массив Кызылтас (разновременные захоронения, в том числе курганы «с усами», петроглифы), село Сагыр (большое скопление петроглифов, остатки поселений). В других частях района на фоне уникальных природных условий существовали остатки небольших поселений, горные выработки, возможно, центры переработки руды, разновременные захоронения и петроглифы (рис. Карта-схема района Акбаур). Вся эта территория составляет единый комплекс, базой которого являются уникальные природные особенности данного региона; Природные условия изучаемого района являются типичными для Восточного Казахстана. Они хорошо иллюстрируют особенности рельефа, орографии, флоры и фауны. Особый интерес представляют остатки реликтовой пихты, сохранившиеся в степных условиях Калбинского Алтая - государственный памятник природы Синегорская пихтовая роща; в районе Акбаур находится большое количество массивов наскальных рисунков - Сагыр, Камысты, Кочунай, Бестерек, Алдай. Подавляющее большинство составляют петроглифы, но также присутствуют и писаницы - грот Сагыр, грот Акбаур. Все они многообразны по выбору плоскостей (горизонтальные и вертикальные), стилю, технике выбивки (граффити и прошлифовка), времени (от эпохи бронзы до эпохи ранних кочевников) и видам изображения (преобладают рисунки козлов, интерес представляют антропоморфные фигуры). Протяженность массивов с изображениями достаточно большая (свыше 1 км); В районе Акбаур находится большое количество курганов и могильников. Наиболее изученные из них - Кызылтас I и II, где находятся 4 уникальных кургана «с усами» из 9 обнаруженных в Восточном Казахстане. Могильники датируются периодом от эпохи бронзы до раннего средневековья; С 80-х годов XX века понятие «Акбаур» стало синонимом древнего астрономического комплекса. Многочисленные исследования (Самашев З. С., Курдаков Е. В., Марсадолов Л. С.), к сожалению, не дают возможности составить целостное представление о нем, так как под «астрокомплексом» каждый из исследователей понимает разные объекты. Наличие разных гипотез и отсутствие официального заключения по этому вопросу стимулирует внимание к этому району; придается особое значение так называемому «астрокомплексу». Так, Самашев З. С. утверждает, что через отверстие в гроте Акбаур велись наблюдения за Большой Медведицей. Марсадолов Л. С. говорит, что объектами изучения были Солнце, звездное небо, созвездие Козерога. Курдаков Е. В. называет «астрокомплексом» естественные скальные выходы недалеко от фермы, указывая, что здесь есть определенное место, с которого можно наблюдать три точки, через которые проходит Солнце в дни весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния; Анализируя топонимику населенных пунктов изученного района, можно сказать, что в микрорайоне «Акбаур» находится 85 объектов. Из них 75 (88 %) называются на казахском языке, 7(8 %) - на русском, на других языках - 3(4 %). Среди всех казахских топонимов изучаемого района большинство легко переводятся на русский язык по современному казахско-русскому словарю, кроме того, они отражают особенности микрорайона с хозяйственной стороны: Коржимбай, Байтеке, Жыланды. Из этого можно сделать вывод, что данные казахские топонимы даны району не ранее XIX-XX веков. Причем большинство названий даны в советское время, в период создания колхозов и активного хозяйственного развития района. В гидронимах микрорайона «Акбаур» название крупных речек сохраняет язык 300-400-летней давности;

Природно-исторические достопримечательности Акбаура нуждаются в специальной охране, поскольку на них оказывают большое влияние природные и антропогенные факторы: климат, ветровая, водная эрозия, появление мхов и лишайников, естественные разрушения сланцев и гранитов. Самое значительное влияние на данный район оказывает антропогенный фактор. Он включает хозяйственную деятельность человека, самостоятельные раскопы, варварство; в связи с этим Акбаур необходимо внести в реестр охраняемых государством исторических и культурных памятников, разработать специальную государственную программу по сохранению, консервации и реставрации; Район природно-исторического памятника Акбаур является одним из наиболее изученных на территории Восточного Казахстана. Здесь расположено большое количество уникальных природных и исторических объектов.

Источники и литература

  1. Арсланова Ф. Х. Курганы «с усами» Восточного Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1975.-116с.
  2. Куликова Е. Н. К вопросу о топонимике района Акбаур. Записки Усть-Каменогорского филиала Казахского Географического общества. Региональные аспекты устойчивого развития геосистем Алтае-саянской горной страны. Сборник статей международной научно-практической конференции/редактор А. В. Егорина. - Усть-каменогорск: Рудный Алтай, 2009.-Вып.3 −244 с.
  3. Недосекова Е. Н., Недосекова И. Ю. Основные факторы воздействия на природно-исторический памятник Акбаур// Образование и наука в современных условиях: опыт и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск: ВГИ, 2005.-358с. 128стр
  4. Недосекова Е. Н., Недосекова И. Ю. Памятник природы «Акбаур», как региональный компонент в процессе обучения// Актуальные проблемы образования в современном обществе: приоритеты и проблемы. Материалы международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск: ВГИ, 2004.-374с. 138стр
  5. Самашев З. С. Наскальные рисунки Верхнего Прииртышья. Алма-Ата: Гылым, 1982.-288с.
  6. Физическая география Восточного Казахстана/ под ред. Егориной А. В. 2-е перераб. изд. Усть-Каменогорск: Альфа-ПРЕСС,2002.-182с.
  7. Черников С. С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. М: Наука, 1960.-147с.

Недалеко от Усть-Каменогорска в Калбинских горах находится один из самых уникальных памятников культуры Рудного Алтая – древняя обсерватория Ак-Баур, где сохранился фундамент древних строений эпохи неолита (5-3 тысячи лет до н. э.).

Путь до него недолгий – примерно 38 километров от Усть-Каменогорска по Самарской трассе мимо села Самсоновка и поворота на Сибинские озера. Проехав село Сагыр (Ленинка), через пару километров нужно свернуть налево. Указатели на дороге не дадут заблудиться.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о предназначении этого удивительного места и продолжают выдвигать все более интересные и смелые теории о том, какое значение имел он для наших предков и что хотел донести до потомков древний художник в своих зашифрованных рисунках.

Но даже если и не думал этот художник ни о каком послании, а просто коротал время, рисуя то, что видел вокруг, изображая свою повседневную жизнь, от этого место не становится менее интересным и загадочным.

Здесь вы не увидите особых красот природы и захватывающих дух панорам. Зато вам предоставится шанс прикоснуться к удивительным памятникам прошлого, рассмотреть послания далеких предков, про которые раньше читали только в учебниках истории.

Ключевыми точками путешествия являются:

  • астрономический комплекс;
  • алтарный камень;
  • грот с наскальными рисунками.

Всего пару лет назад, когда приезжали сюда первый раз, въезд на территорию был свободным. Сейчас весь комплекс огородили забором, поставили на входе кассу, убрали весь мусор и разместили лавочки по всему пути от грота до амфитеатра. Время посещения с 10:00 до 18:00. Огорчает то, что, даже заплатив деньги за вход, вы не услышите рассказов об этом удивительном месте – своего экскурсовода там пока нет. Обычно экскурсии заказывают в городе.

Встретила нас семейка почти ручных сусликов, которые не испугались даже шумной толпы детей и подпустивших к себе на расстояние вытянутой руки.

Мы подъехали уже после закрытия, но добрый охранник согласился пропустить нас и даже махнул рукой в какую сторону нам идти. Вход на территорию располагается посередине комплекса: грот и амфитеатр находятся в разных сторонах примерно на расстоянии 1 километра друг от друга. Сначала решили посетить грот.

Слово «Ак-Баур» иногда дословно переводят как «белая печень». В современном казахском языке у слова «бауыр» есть переносное значение – младший брат, и оно может ассоциироваться с понятием «младший», «меньший», так как рядом с невысокой сопкой Ак-Баур находятся горы Кызыл-тас (Красный камень).

Грот Ак-Баур как бы «смотрит» на запад, а если из него наблюдать закат, то горы Кызыл-тас действительно кажутся красными. Именно на склоне сопки Ак-Баур находится одноимённый грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане.

Юртообразная форма грота была явно символична для древнего обитателя этих мест и поразительна для современного. Природное отверстие «крыши» грота в виде сердца имеет следы обработки, возможно, оно было подправлено человеком, который сделал выступ-мушку для фиксации движения основных созвездий ночного неба.

На потолке и стенах пещеры изображены рисунки, которые и озадачивают исследователей до сих пор. Эти древние картинки не похожи ни на какие другие, найденные ранее.

До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горный козёл, есть рисунки жилищ и повозки, остальные – разнообразные символы и знаки

Теорий, что же хотели показать художники древности, множество. Некоторые из гипотез весьма необычны и удивительны.

Казалось бы, самое очевидное предположить, что наши предки рисовали звезды, которые они наблюдали через отверстие в потолке грота. Вот только изображения не ложатся на карту звездного неба нашего полушария. Объяснение этому нашел один иностранный исследователь, который предположил, что древние люди изображали не северное, а южное полушарие. То есть, судя по выводам ученых, рисунки в гроте свидетельствуют о том, что когда-то очень давно ось Земли была кардинально смещена.

Есть предположение, что в гроте начертан путь спасения человечества, которое в послеледниковый период двигалось с юга на север в поисках мест выживания.

И это еще не самое смелое предположение. Есть исследователи, которые полагают, что наши предки таким образом запечатлели факт приземления НЛО. Якобы в наскальных рисунках четко просматривается изображение и летающей тарелки, и самих инопланетян.

Интересные теории. Но как было на самом деле нам, наверное, так и не удастся узнать.

Центральная часть Ак-Баура имеет форму амфитеатра диаметром около 25 метров. Вокруг него расположены гранитные образования высотой до 4 метров. Внутри этой «подковы» и была обсерватория, с которой древние люди, предположительно, наблюдали за звездным небом. По другой теории здесь находилось место церемоний, где совершались ритуальные жертвоприношения. С одной стороны амфитеатр перегорожен стеной, явно созданной человеком.

Своим расположением строение указывает с востока на запад. Посреди этой стены стоит гранитный столб около метра высотой. Если установить на нем компас, то строго на севере стрелка укажет на холм, расположенный в ста метрах. На вершине холма есть еще один столб из белого кварца, который, в свою очередь, показывает на следующую вершину. Ученые утверждают, что если мысленно провести эту линию дальше, то она в день весеннего равноденствия нацелена прямо на Полярную звезду, исконно служившую древним народам ориентиром в пути.

Белый камень, врытый на вершине холма, казахи называют «каракши», дословно – «смотрящий». В Восточном Казахстане чабаны до сих пор считают их своеобразными сторожами, вкапывают их в землю на вершинах гор и холмов. Каракши служат указателями обетованности земли.

Надо заметить, что прицел на каракши, а через него на Полярную звезду – не единственный в урочище Ак-Баур. Через щель в скале слева от стены с прицелом виднеется макушка Сорочьей горы, и это направление – точно на запад. Такие природные визиры очень часто использовались в горных местностях.

А на одной из скал урочища Ак-Баур есть лунки не природного происхождения. Если в одну из нижних лунок налить воду, то в день весеннего равноденствия луч солнца на восходе точно отразится в верхней лунке.

Примерно в ста метрах от стены можно увидеть большой камень, напоминающий по форме гриб. Ученые считают, что эта скала служила жертвенником. На камне множество рисунков, изображающих животных и людей.

По мнению других ученых, Ак Баур, строго ориентированный на запад, предназначался для свершения похоронных обрядов, когда усопший как бы проделывал путь в лучший мир. Они предполагают, что похоронные процессии начинались около сопки Ак-Баур и двигались вдоль к подножию Сорокиной горы, которая получила свое название от слова Срок, а не Сорока. Здесь сохранилось множество древних курганов и казахских кладбищ последнего времени.

Тот же самый добрый охранник предположил, что под комплексом вполне возможно находятся древние захоронения, так как под каменными плитами можно услышать пустоту.

Побродив по комплексу около часа, направились к машинам и очень вовремя: как только загрузились, линул ливень, который в пять секунд мог промочить нас насквозь.

На прощание дети по традиции, непонятно откуда появившейся, загадали желание и засунули монетки в щель между скал.

Уж не знаю, что хотели сказать древние и какой смысл всех этих строений, но побродить по этому комплексу очень даже интересно. Начинаешь представлять, что тысячи лет назад, какие-то люди жили в этих местах, кочевали, воспитывали детей, добывали пищу, смотрели на звезды, рисовали и, возможно, даже не догадывались что через много лет ученые всего мира будут искать ответы на множество вопросов, возникающих при посещении этого места и пытаться разгадать таинственные надписи на скалах. Но в одном уверена точно — место удивительное, хотя бы потому, что несет в себе отпечаток прошлого.

Не пропустите другие, не менее удивительные места и поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась 🙂

В 38 километрах от нашего города буквально в двух шагах от Самарской трассы находится уникальный памятник культуры первобытной эпохи, урочище Ак-Баур, называемом еще казахстанским Стоунхенджем. В этом урочище сохранились древняя астрономическая площадка, наскальные росписи и петроглифы. Ученые сломали голову, выдвигая различные теории о предназначении этого места. Хотя возможно это всего лишь студия какого-то первобытного коллеги-фотогрофа 🙂

Я уже несколько раз бывал в этом месте на машине, а в эти выходные решил съездить на велосипеде. Погода способствовала — около 25 градусов и сильная облачность делали поездку весьма комфортной.

В интернете очень много статей про Ак-Баур, однако совсем немного фотографий. Поэтому предлагаю вам свой фотоотчет о древностях Ак-Баура, в сопровождении текстов, взятых из открытых источников с мелкими вкраплениями моих комментариев . Переснял практически все, что можно.

Неолитический храмовый комплекс Ак-Баур

Одним из самых уникальных памятников культуры Рудного Алтая является неолитический храмовый комплекс Ак-Баур. Название он получил по одноимённой сопке и гроту с природным отверстием «на крыше» и росписями внутри. Ак-Баур находится в 38 км от города Усть-Каменогорска, в верховье ручья Акбаур за поселком Сагыр, на горе Коржимбай.

Название Ак-Баур иногда дословно переводят как «белая печень». В «Кратком казахско-русском словаре» приводятся следующие значения слова «бауыр»: 1) печень, 2) кровный родственник, 3) склон, подошва горы1. Именно на склоне сопки Ак-Баур находится одноимённый грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой (или кровью жертвенных животных)2. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане.

Почитание высот было распространено во многих ранних культурах и связано с тем, что горы осмыслялись как местопребывание местных божеств. Они символизировали центр мира, место соприкосновения неба и земли, вечность и устремлённость к вершинному миру. В древних мифах многих народов сохранились особо почитаемые горы: Олимп, Осса, Пелион, Парнас, Киферон, Ида и др. (в греческой мифологии), Арарат, Синай на Ближнем Востоке, Кинлун в Китае, Богда-ола в Монголии, горы Тибета, Фудзияма в Японии, Кения и Килиманджаро в Африке, Тлалок в Мексике и другие реальные горы. Есть и чисто мифологические горы - Валгалла (в скандинавском эпосе), гора св. Грааля, «хрустальная гора» в славянском эпосе, изумрудная Сафа у мусульман, Белая гора у кельтов, гора Меру и Мандара в индуизме и др.

Похоже, что наши пращуры священным воспринимали и Ак-Баур. Обряды, которые совершались около Ак-Баура и гор Кызыл-тас, скорее всего, связаны с культом гор, одним из ранних магиче­ских культов, наряду с культом неба, солнца, грозы, животных и растений. Именно на основании этих культов были сформированы многие ранние формы религий.

Полукруглое пространство грота накрывает каменная плита с отверстием в форме сердца. Ак-Баур, как памятник ранней культуры, интересен тем, что, в отличие от многих подобных мегалитических построений, имеет подробное эпиграфическое сопровождение: росписи в одноимённом гроте.

Небольшой грот с рисунками

До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горный козёл, есть рисунки жилищ и повозки, остальные - разнообразные символы и знаки. Своё прочтение петроглифов Ак-Баура предлагали различные учёные и исследователи. Е.В.Курдаков утверждал, что в гроте начертан путь спасения человечества, которое в послеледниковый период двигалось с юга на север в поисках мест выживания. Возможно, что в урочище Ак-Баур жили жрецы, которые показывали племенам путь для переселения. Е.В.Курдаков в своих работах опирался на методы исследования Н.К.Рериха, который считал, что погребения, надписи на скалах - «всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу».

Рисунки в гроте. Справа внизу — уже современные 🙁

— У древних людей эстетики вообще не существовало, — говорил Евгений Васильевич. — Нелепый термин — первобытное искусство. Тогда не было искусства. Вся духовная жизнь подчинялась ритуалам. Старый шаман, бормоча древние заклинания, писал эти знаки. Многие ищут чудеса на острове Пасха, не ведая, что самая великая тайна разлита по Евразии. На Алтае есть огромное количество бореальной, т.е. созданной 7000 лет назад, письменности. Бореал — это время становления письменности. В этой системе было всего 22 знака, но они стали основой всех алфавитов мира. Роспись в Ак-Бауре — пример самой древней в мире письменности. Эта роспись сделана в конце ледникового периода. Рухнула Вавилонская башня, народы разбрелись по планете, вышли из общеязыкового ритуала и стали говорить на разных языках. Но чтобы сохранить память о пути, которым прошло человечество, жрецы использовали бореальную знаковую систему. Жрецы всей Евразии записывали с помощью этой системы пройденный путь народа. Надпись Ак-Баурского грота указывает ориентир спасительного пути — вдоль Иртыша. Для людей, живших в незапамятные времена Вюрмского ледникового периода, когда жизнь висела буквально на волоске, такой ориентир имел, в сущности, священное значение.

Рисунки в гроте

Среди символов в гроте много разнообразных крестов - знаков Солнца. Поэтому, скорее всего, перед нами карта звёздного неба, как её видели наши давние предки. Она неполная, но важна для юго-западной ориентации святилища.

Рисунки в гроте

Похоже человечек

Рисунки в гроте

Писаницы в гроте Ак-Баур подтверждают выводы учёных о том, что здесь велись систематические астрономические наблюдения, а схематические петроглифы неолита свидетельствуют о зарождении пиктографического письма.

Рисунки в гроте

Природное отверстие «крыши» грота в виде сердца имеет следы обработки, возможно, оно было подправлено человеком, который сделал выступ-мушку для фиксации движения основных созвездий ночного неба.

Отверстие «крыши» грота в виде сердца

Если отъехать от грота полкилометра строго на север, мы увидим следующую часть храма.

Ак-Баур - храм под открытым небом, строго ориентированный на запад, предназначался для совершения похоронных обрядов, когда усопший как бы повторял весь путь в лучший мир. Ак-Баур напоминает многие другие неолитические храмы Англии, Бретани, Кавказа, Передней Азии, Казахстана. Одним из первых был исследован Стоунхенджский кромлех — учёные пришли к выводу, что кольца из камней были местами совершения религиозных или каких-то других обрядов, а ряды камней - аллеями для ритуальных процессий.

Около ручья находится место церемоний, которое ограждают вкопанные плоские плиты.

Плиты

Под которыми отдыхает местная живность

Узкую часть амфитеатра перегораживает стена искусственного происхождения. Она ориентирована строго с востока на запад в широтном направлении. Посреди нее стоит небольшой гранитный столбик высотой около метра. Если на нем установить компас, то строго на север, в 100 метрах от него, вы увидите холм…

Стена

на вершине которого тоже установлен небольшой столбик из белого кварца. Он, в свою очередь, указывает на вершину горы (693,0 м). Она так же находится к северу от столбика, но на расстоянии одного километра. Если от вершины горы и дальше мысленно продлить эту линию, то в ночном небе вы увидите…Полярную звезду.

Прицел на полярную звезду.

Я не поленился, съездил на этот холм:

Столбик из белого кварца. Вид на Ак-баур.

На территории Ак-Баура обнаружены фундаменты древних строений, погребений, площадка с нанесённой разметкой солнечных часов, «астрономическая лаборатория» с сохранившимися гранитными плитами, несущими на себе информацию астросетки с правильным изображением созвездия Белой (Большой) Медведицы. По мнению ученых, люди неолита и бронзового века наблюдали Солнце и Луну.

Прицел на Сорочью гору. В день равноденствия солнце садится прямо на вершину горы.

Астрономический комплекс Ак-Баур, похожий на амфитеатр диаметром около 25 м, подковой окружают гранитные скалы высотой 2,5-4 м. Получается как бы своеобразный цирк со ступенчатыми сиденьями. Вполне возможно, что на этих каменных «скамейках» сидели зрители, наблюдавшие за действиями жрецов – древних астрономов.

Скамейки для зрителей?

Вид с VIP-мест

А это уже с галерки

Учитывая почти 2-х часовую поездку по горам, я все-таки позволил себе некоторое святотатство и пополнил запасы жизненных сил. Перефразируя известную пословицу — на местную энергетику надейся, но Сникерс не забудь. Обертку я кстати привез домой.

Не тормози — сникерсни.

В этих камнях древние варили метал

Опять Сорочья

На каменных склонах находятся изображения животных: белых и чёрных оленей и горных козлов. Можно предположить, что эти рисунки являлись жертвоприношениями и были частью ритуалов, проводившихся на Ак-Бауре.

Кстати в эту поездку я «глаза сломал», но так и не смог найти оленей. Пришлось выложить снимки 2-х летней давности. Куда делись олени непонятно. Может быть ушли на север с приходом тепла. Мистика….

Олени

Олени

Много «оленьев»

Камень с лунками. Может быть для мини-гольфа?

Камни мегалитических комплексов редко подвергались обработке, чаще их устанавливали в естественном виде, а иногда с помощью нагревания или клиньев раскалывали по естественным трещинам так, что получались грубые блоки. Столбик невысокий, чуть меньше метра

Ак-Баур – уникальный энергетический и информационный генератор, имеющий четко разграниченную полярность по сторонам горизонта. Здесь две положительные и две отрицательные зоны, которые уходят своим излучением в пространство над земной корой и в пространство самой земной коры. Это постоянно действующий информационный генератор, работающий уже пять тысяч лет. Информация «стекается» сюда с огромных территорий и отправляется в космос. Вот нагнали ученые мужи .

Подводя итоги, можно сказать, что грот Ак-Баур, скорее всего, был главным святилищем ритуального центра. Спор исследователей о том, что его росписи являются картой звёздного неба или передают путь спасения человечества, очень интересен, он подтверждает уникальность Ак-Баура, одного из самых ярких и загадочных памятников культуры прошлого на территории Рудного Алтая.

Хотя с моей, глубоко непрофессиональной точки зрения, кажется, что этот спор слегка надуман. Возможно господа ученые пытаются на ровном месте заработать себе очки. Как бы возможно удивился тот первобытный художник, который разрисовывал стены, узнав, что через 7000 лет его творения будут трактовать не иначе, как «путь спасения человечества», «информационный генератор».

Безусловно это редкость, безусловно нужно принять меры для ее сохранности, т.к. местные «рукотворцы» уже наносят непоправимый ущерб памятнику. Однако все эти теории лично у меня вызывают некоторое отторжение. Если бы измышления ученых преподносились только как гипотезы и рассуждения, еще куда не шло, однако в прессе они подаются чуть ли не как доказанный факт. Дискредитирую тем самым восприятие памятника.

Поясню, что я имею ввиду:

— представьте себе, что вам говорят — поедем посмотрим рисунки первобытных. Вы едите, смотрите, удивляетесь.

— а теперь возьмем другой вариант — давай посмотрим астрономический комплекс со схемами спасения человечества и информационным генератором. Вы едите и что на месте? Пара камней и несколько рисунков. А где обещанные генераторы и схемы? Это же просто рисунки первобытных? Не оправдавшиеся надежды… хотя может быть мне просто не хватает воображения? Или не ту траву курю?

Возле храма встретился со знакомыми, среди которых была девушка психолог, увлекающаяся йогой.

Может быть в этом — мистика?

Экстремальная часть

И хоть данный материал помещен в раздел , тем не менее про тоже забывать нельзя. Итог поездки:

— Продолжительность движения по велокомпьютеру чуть больше 4-х часов;

— Пройденное расстояние — почти 70 км;

— Самая тяжелая часть — безусловно подъем на перевал Чечек, который находится почти в черте города. На спидометре уже 60 км. и 5 километровый затяжной подъем в конце пути отнимает последние силы. Зато с Чечека можно катиться практически до квартиры, не притрагиваясь к педалям. Пожалуй, только небольшой подъем на Иртышский мост напомнил, что велосипед все-таки движется с помощью мышечной тяги.

Средняя скорость оказалась невысокой, предварительно я предполагал, что смогу вписаться в 20 км/час, по факту однако получилось чуть больше 17 км/ч. Ветер внес свои коррективы. Впрочем на велосипеде — «всегда в гору и против ветра» 🙂

Заодно проверил запас сил. Пожалуй 70-75 километров по горам с полным фоторюкзаком за плечами, это почти максимум, на что сейчас способен избалованный офисом организм. Для улучшения результата нужно будет попробовать изменить методику питания на трассе — есть немного, но часто, постоянно восполняя уровень глюкозы в крови.

Тем более, если погода будет продолжать портить кайтовый сезон, мест, куда можно добраться на велосипеде, осталось еще предостаточно.

Древние крепости на Шелковом Пути Казахстана.

«Эти бурые глыбы порфира,
Эти кварцы на гребнях холмов, -
Каждый камень лежит в центре мира
Над утоптанным прахом веков»

Евгений Курдаков. «Ак-Баур тайны и открытия. »Усть-Каменогорск. 2008 год.

Этнографические рисунки Восточного Казахстана.

Именно на склоне сопки Ак-Баур находится одноимённый грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой (или кровью жертвенных животных). В окрестностях посёлка Ленинка, в урочище Ак-Баур, найдено множество наскальных рисунков с изображением самых разных животных – оленей, коней, верблюдов, архаров, козлов, змей и, что достаточно редко, имеются изображения деревьев.
На территории комплекса Ак-Баур, в его восточной части, расположен скальный выступ с петроглифами. На этой скале, кроме образов коней и козлов, выбиты наскальные рисунки с изображением оленей.
На восточной стороне скалы, со стороны восхода Солнца, преобладают рисунки изображающие оленей. Почему именно на этой стороне и почему именно олень? Олень – это один из солярных, т.е. солнечных образов-знаков (от лат. solaris – солнечный, sol – солнце).
На многих изображениях в Евразии можно увидеть оленя, несущего на своих рогах Солнце, а отростки его рогов напоминают солнечные лучи. Весьма близки по своей семантике к оленю и рисунки коней, выбитые в Ак-Бауре.
Лошадь… «благодаря своей быстроте и скаковой силе, возвысилась также до символа Солнца или упряжного животного небесной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии)».
«Знаки и символы» анализируются материалы грота Акбаур, которые считаются древнейшими писаницами в Казахстане. Одной из хронологических «привязок» может служить рисунок – символ повозки, показанной сверху, на двух дисковидных колесах.
Дата повозки из Акбаура определяется не только общим сходством основных конструктивных элементов с передневосточными, среднеазиатскими, кавказскими и ямно-катакомбными повозками и их моделями, но и на основании анализа символических знаков, сосредоточенных вокруг нее и имеющих близкие соответствия в изображениях на керамике, на терракотовых статуэтках и других материалах вышеназванных регионов.
Исходя из этих данных для акбаурской повозки может быть предложена дата – конец ІІІ - начало ІІ тыс. до н.э., хотя не исключается ее корреляция. Писаницы грота Акбаур представляют начальную стадию развития наскального искусства эпохи палеометалла.
Ближе к ним - серия писаниц в верховьях Иртыша – Бухтарминская, Манат, Сартымбет, у озера Жасыбай, грота Драверта и скалы Тесиктас в Центральном Казахстане, у входа в грот Караунгур в Южном Казахстане.
«Символические знаки грота Акбаур: некоторые аспекты анализа» отмечается, что автором еще в самом начале исследования писаниц грота Акбаур предпринималась попытка найти закономерность в последовательности нанесения рисунков на стены и потолок.
Естественная форма грота как бы соответствовала структуре храма-святилища под открытым небом, где люди могли совершать обрядовые действия, связанные с какими-то празднествами.
Природное углубление в скале, образовавшееся в результате выветривания гранита, ассоциировалось с организованным пространством юртообразного жилища и, соответственно, могло восприниматься как «модель мира».
Основной причиной, побудившей некоторых исследователей к археоастрономическому подходу в изучении писаниц Акбаура, явилось предположение о том, что лучи солнца, проникавшие через верхнее отверстие грота, могли постепенно освещать разные участки стены с рисунками и создавать эффект «оживления» символов.
Олень – одно из главных и наиболее сакральных животных кочевых племен Евразии. Красота и сила животного, его мирный нрав и способность защитить себя, широкий ареал распространения разных подвидов, ежегодный прирост одного отростка рога и многие другие признаки способствовали выбору оленя в качестве одного из символов кочевников.
Даже название целого народа, жившего в скифское время на территории Казахстана – «сака» некоторые лингвисты переводят как «олень». Понять этот образ можно только исходя из общего контекста древней культуры.
Почти в каждом из больших курганов, раскопанных археологами (в том числе в Чиликте и в Берели), найдены изображения оленей, сделанные из золота, бронзы, камня, кости и других материалов.
Ещё больше разнообразных рисунков оленей было найдено в петроглифах Центральной Азии, композиция рисунков в целом отражала определенный участок звездного неба, в который входили созвездия Большой Медведицы, Дракона, Козерога.
В целом поддерживая выводы Л.С. Марсадолова, О.О. Полякова полагает, что рядом с изображением созвездия Дракона должен находиться Полюс Эклиптики, и указывает в качестве такового на фигуру в виде креста с точками в квадрате, обозначающую при этом сетку координат с символическими звездами в Эклиптической системе.
Другой символ среди изображений Акбаура – крест в квадрате без точек, по ее мнению, обозначает другую сетку координат в Экваториальной системе, привязанную к оси вращения Земли.
Совместив современную карту расположения небесных тел с рисунками грота и используя современные астрономические расчеты, О.О. Полякова определяет дату появления акбаурских символических знаков - 1200 – 1100 г.г. до н.э.
Нет сомнения в том, что население, проживавшее здесь в начале II тыс. до н.э. (во второй половине II тыс. до н.э., по мнению Л.С. Марсадолова и О.О. Поляковой), постоянно наблюдало за природными явлениями - движением небесных тел, особенно Солнца и Луны, знало циклы природы - начало весны, вегетации и связанное с ними поведение диких и домашних животных.
Земледелие у них хотя и занимало второстепенную позицию, его развитие требовало определенных знаний о явлениях окружающей среды. Символические, зоо- и антропоморфные знаки, а также изображения предметов – это своеобразные пиктограммы, предшественники алфавитного письма, позволявшие фиксировать, хранить и передавать информацию, опыт и знания.
Наряду с общими мифологизированными астрально-космогоническими представлениями они заключали в себе и некоторые познания прагматического характера, не исключая и астрономические, ориентированные на хозяйственную деятельность или необходимые для проведения культово-религиозных мистерий календарного цикла. Конусовидные изображения из Акбаура обычно интерпретируется как знаки-символы реальных переносных каркасных жилищ, однако в контексте семиотического статуса, т.е. знаковости, они могут проявляться самыми неожиданными и разнообразными ассоциациями, которые потянут за собой целую цепочку сложных связей по принципу: обозначающее – обозначенное/обозначающее – обозначенное/обозначающее – обозначенное.
В таком случае «шалаш-жилище» может приобрести другое значение. Это говорит о том, что в единой синкретической знаковой системе могут быть совмещены различные по функции взаимодополняющие коды, которые, с другой стороны, можно рассматривать как изобразительную мифологическую метафору.
Исследователи так и полагают, что на скалах воспроизводились не сами конкретные животные, люди или предметы, а сверхъестественные сущности – души, духи, божества, т.е. мифы, запечатленные в знакомых древним образах.
Не отрицается возможность трактовки некоторых знаков среди петроглифов как астрономических объектов, такие подходы давно используются в реконструкциях. Необходимо отличать археоастрономический аспект в изучении изобразительного памятника от проблем анализа астральных культов, в частности солярного, и космогонических представлений, корни которых уходят в глубь каменного века.
Речь в данном случае может идти о методологических принципах и разных подходах к решению проблем интерпретации смыслового содержания петроглифов. Грот и примыкающая к нему площадка использовались древними для отправления культов и соответствующих ритуальных действий, приуроченных, возможно, к определенным календарным циклам, которые могут иметь, как указано выше, типологические параллели в ритуальной практике евразийского шаманства.
Это не исключает отражение в самих знаках и в системе их взаиморасположения каких-то астрально-космогонических представлений. Не выдерживает критики и методика обоснования более поздней даты знаков Акбаура, поскольку в корне неверна сама исходная позиция – попытка совместить современную карту небесных тел с расположением рисунков на стене грота.
Они в принципе не могут совпадать без искусственной подгонки и соответствующей фантазии.

Слева – степь, вверху – лес, внизу – пески, справа – горы. Восточный Казахстан называют «континентом, сжатым до предела», Рудным Алтаем, «жемчужиной» страны. У крайнего форпоста Алтайского «синегорья» раскинулся Калбинский горный хребет – хранилище памятников древности. Одно из них – урочище Ак-Баур: уникальный астрономический комплекс эпохи неолита.

Глиняные казахские мазанки, деревянные русские дома. Село с казахским названием Сагыр некогда было Ленинкой.

Не подскажете, где здесь гора Коржимбай, нам Ак-Баур нужен? - высунувшись наполовину из машины, обращаюсь к молодой казашке, упитанные формы которой охотно демонстрируют белая майка с надписью: «I’m star» и черные бриджи.

Не знаю я, - с характерной для деревенских казахов интонацией легкого возмущения отмахивается та.

Парадокс, но Калбинский горный массив так мало исследован, что о его наследии не все знают даже в Казахстане, не говоря уже об остальном мире. А ведь именно эти горы с незапамятных времен были домом для людей каменного века, поэтому лепешки здешних скал буквально исписаны петроглифами, а земные недра хранят могильники, орудия труда, остатки поселений и горных выработок.

Белая печень

Так иногда переводят название Ак-Баур. Впрочем, «Краткий казахско-русский словарь» дает целых три перевода слова «бауыр»: печень, кровный родственник и склон, подошва горы. Именно на склоне одной из сопок находится грот с наскальными рисунками, сделанными, по одним предположениям, красной охрой, по другим– кровью жертвенных животных. Росписей подобного цвета нет больше нигде в Восточном Казахстане.



Впервые это урочище обнаружил известный казахстанский поэт и художник Евгений Курдаков. Он назвал его «храмом под открытым небом». По его мнению, древние архитекторы заложили в устройство комплекса Ак-Баур модель пути спасения человечества в последнюю ледниковую эпоху. Ни много ни мало. Но неудивительно: всем известно, что горы были объектом почитания многих ранних культур, считаясь обителью богов. Вспомним хотя бы Олимп, Арарат, Синай, Фудзияму, легендарную Белую гору у кельтов, Хрустальную– у славян или изумрудную Сафу – у мусульман. Похоже, что этот список суждено пополнить и горе Коржимбай, что в урочище Ак-Баур.



Миновав село Сагыр, сворачиваем на проселочную дорогу, которая ведет к горам.

Каких-нибудь семь минут, и дорога заканчивается поселением ровно из трех мазанок и стойла для лошадей, рядом с которым в ассортименте развешаны сохнущие детские колготки, преимущественно красного и синего цвета. Из-за красно-синей гирлянды тут же появляется чумазый мальчик-казах лет пяти и, не моргая, глядит на нас.

Взрослые дома?

Щас, щас! - поправляя на бегу платок на голове, с крыльца дома выскакивает смуглая женщина.

Женщину зовут Гуля. Она усаживается к нам в машину, показывает дорогу на Ак-Баур и говорит, что она кассир и собирает деньги за вход на его территорию.

Ак-Баур – официальный исторический памятник, и вскоре мы и впрямь подъезжаем к длинному забору, уходящему с обеих сторон в горы. Посередине забора – ворота и касса, похожая на жестяной советский ларек для продажи газировки. Лишних денег на охрану и обустройство исторических мест у государства нет.



- Зато хоть чисто стало, убирают, - протягивает нам Гуля входные билеты.

А еще рядом с наскальными рисунками пращуров каменного века перестали появляться рисунки современников.

Ак-Баур – большой, прямо-таки огромный. Здесь много петроглифов и других интересных вещей. Но самое интересное – конечно, грот с одноименным названием.

Вначале был петроглиф

В куполе грота зияет отверстие в форме сердца. По краям его – следы ручной обработки. По всей видимости, наши предки специально придали естественному отверстию в скале форму сердца.



Многие исследователи считают, что это «сердце» нужно было для того, чтобы наблюдать за звездным небом. А кто-то полагает, что древние жрецы совершали здесь обряды, после которых на стенах грота появлялись новые знаки. Последние, кстати, – самые что ни на есть истоки древнейшей письменности. До наших дней сохранилось около восьмидесяти рисунков: несколько изображений человека, животных, рисунки жилищ и повозок, разнообразные символы и знаки, а кто-то, конечно, видит в этих петроглифах инопланетян, скафандры и космические корабли. Не без этого.



Основываясь на исследованиях Николая Рериха, первооткрыватель Ак-Баура поэт и этнограф Евгений Курдаков так говорил об этих загадочных знаках: «У древних людей эстетики вообще не существовало. Нелепый термин - первобытное искусство. Тогда не было искусства. Вся духовная жизнь подчинялась ритуалам. Старый шаман, бормоча древние заклинания, писал эти знаки. Многие ищут чудеса на острове Пасхи, не ведая, что самая великая тайна разлита по Евразии. На Алтае есть огромное количество бореальной, то есть созданной семь тысяч лет назад, письменности. Бореал - это время становления письменности.



В этой системе было всего 22 знака, но они стали основой всех алфавитов мира. Роспись в Ак-Бауре - пример самой древней в мире письменности. Эта роспись сделана в конце ледникового периода. Рухнула Вавилонская башня, народы разбрелись по планете, вышли из общеязыкового ритуала и стали говорить на разных языках. Но чтобы сохранить память о пути, которым прошло человечество, жрецы использовали бореальную знаковую систему. Жрецы всей Евразии записывали с помощью этой системы пройденный путь народа. Надпись Ак-Баурского грота указывает ориентир спасительного пути - вдоль Иртыша. Для людей, живших в незапамятные времена вюрмского ледникового периода, когда жизнь висела буквально на волоске, такой ориентир имел, в сущности, священное значение».



В гроте много крестов разного размера и конфигурации. Кресты – это знаки Солнца. Поэтому исследователи все же склоняются к мысли о том, что перед нами – карта звездного неба. Она неполная, но важна для юго-западной ориентации святилища.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама