THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Я с детства мечтал побывать в Греции. Загадочная страна из давно прочитанного школьного учебника истории всегда манила меня и казалась удивительным местом. Но что мы в сущности о ней знаем?

Наверное, каждый из нас при слове «Греция» представляет себе яркое солнце, шум моря, вкус оливок и величественные древние развалины. И наверняка большинство вспоминает одни и те же руины древнего Парфенона, расположенного на скалистом холме, – огромного сооружения с высокими мраморными колоннами и толпой туристов рядом. Что, впрочем, и не удивительно, ведь это – самый узнаваемый храм на территории Греции и, должно быть, одно из самых известных сооружений античности. Словом, это уникальное место, рядом с которым я как будто попадаю в прошлое.

Немного из истории Парфенона

Как я уже говорил, Парфенон расположен на Афинском акрополе – древнем городе на высоком скалистом холме. Построен он был в 447-438 годах до н. э. по приказу афинского правителя Перикла архитектором Калликратом и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия - великого древнегреческого скульптора. Того самого, что является автором одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии.

Построен Парфенон в честь - покровительницы города, богини мудрости и справедливой войны. Во времена расцвета афинского государства он являлся главным храмом города, также там хранилась казна. Но годы шли, в средние века Парфенон был сначала католической, а затем и православной церковью, а после завоевания Греции Османской империей внутри построили мечеть.

Вообще, когда я поднимался на Акрополь и стоял у ступеней Парфенона, зрелище открывалось незабываемое: у подножия холма на многие километры раскинулся огромный город, окруженный небольшими горами с одной стороны и морем – с другой. В древности, когда Парфенон в Афинах только строился, море было намного ближе, и, если дать волю фантазии, убрав трубы заводов на окраинах и линии электропередач над домами, можно попытаться увидеть Грецию такой, какой ее видели древние греки – с бескрайним голубым морем и зелеными холмами вокруг. Я был там в мае, и картину дополнял невероятный запах апельсинов, растущих в садах у подножия.


Сам Парфенон представляет собой здание длиной 70 и шириной 30 метров, он окружен колоннадой по 8 колонн в фасадах и 17 по бокам. Еще одна уникальная архитектурная особенность – Парфенон построен так, что выглядит идеально прямолинейным, но в действительности же не имеет практически ни одной прямой линии в контурах. Что и говорить, умели древние строить – аналогичных зданий в мире больше нет. Когда-то храм украшали горельефы, многие из которых сохранились – часть в музее Акрополя (большое стеклянное здание рядом со входом на Акрополь), часть в (а это уже в Лондоне). А вот внутрь Парфенона попасть, к сожалению, не получится – храм находится на реставрации.

Как доехать до Парфенона

Парфенон расположен в южной части Афинского акрополя, огромного скалистого холма, который виден практически отовсюду в центре города. Точный адрес: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42.


Сейчас я рассажу о том, как удобнее всего попасть в Парфенон:

  • Пешком. Если вы остановились в центре, то, как уже было сказано выше, Парфенон виден отовсюду, и найти его проблем не составит. Ближайшие жилые районы – Плака и Анафиотика. Неплохой вариант для тех, кто остановился в центре города или просто любит погулять по красивым местам, например, как я.
  • Метро. Ближайшая станция – Akropoli. Билет стоит 1,2 евро, людям старше 65 лет и младше 18 лет – 0,6 евро, продаются они в специальных терминалах. В течение 70 минут проездной также будет действовать и на трамвай, так что этот способ будет удобен, если вы едете с окраины города. Я рекомендую именно такой вариант: он дешевле и быстрее.
  • На такси. Их в Афинах много, они желтые и попадаются практически везде. Цена начинается от 1 евро и далее 0,34 евро/км, что делает такси достаточно недорогим видом транспорта. Но помните, что пробки и часы пик еще никто не отменял, а отказать себе в удовольствии подзаработать на туристах, задрав цену, сможет далеко не каждый водитель.

Условия посещения Парфенона

Открыт Парфенон с ежедневно с 8.00 до 18.30 с апреля по октябрь, с 8.00 до 17.00 с ноября по март.

Билет стоит 12 евро, продается в кассах при входе на территорию Акрополя. Касс, как и входов, несколько. Там же за 20 евро продают комплексный билет, в который входит посещение кладбища Керамик (the Kerameilos), храма Зевса Олимпийского (the Temple pf Olympian Zeus), Римской Агоры (Roman Agora), Афинской Агоры (Ancient Agora) и Театра Диониса (Theatre of Dionysus). Этот билет дает возможность сэкономить кругленькую сумму на осмотре всех этих мест (а они того стоят), и, видимо, по этой причине информация о его существовании дана мелким шрифтом в углу кассы.


Туристов много в любое время дня, так что я советую приходить пораньше, чтобы в жару не стоять в очереди.

На заметку

Я дам еще несколько советов, которые могут вам пригодиться:

Берите с собой воду. Хотя на территории акрополя есть палатки с напитками и едой, путь с вершины до них неблизкий.

Обязательно возьмите с собой головной убор – вам предстоит подняться на вершину холма, будет жарко.

Как и другие греческие достопримечательности, Парфенон закрыт в праздничные дни: 1 января, 6 января, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 28 октября, 25–26 декабря. Также он закрыт в дни религиозных православных праздников: Пасха, Чистый понедельник, Великая Пятница, Духов день, Вознесение Господне, Троица.

Не нужно оставлять за собой мусор – служащих нет лишь на первый взгляд, но они есть и все видят.


Великий храм Парфенон был построен в Афинах в период расцвета Греции в V веке до н.э. в качестве дара богине - покровительнице города. До сих пор этот удивительный храм, даже будучи сильно разрушенным, не перестает поражать своей гармонией и красотой. Не менее увлекательна и судьба Парфенона - многое пришлось ему повидать.

После победы греков над персами наступил «золотой век» Аттики. Фактическим правителем Древней Эллады в то время был Перикл, пользующийся большой популярностью в народе. Будучи очень образованным человеком, обладая живым умом и ораторским талантом, огромной выдержкой и трудолюбием, он имел большое влияние на впечатлительных горожан и с успехом проводил в жизнь свои планы.

В Афинах Перикл развернул масштабные строительные работы, и именно при нем на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, венцом которого явился Парфенон. Для воплощения грандиозных планов были привлечены архитектурные гении Иктион и Калликрат и один из лучших скульпторов Фидий.


Грандиозное строительство требовало и колоссальных затрат, но Перикл не скупился, за что его не раз обвиняли в расточительстве. Перикл был непреклонен. Выступая перед жителями, он объяснял: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу» . И граждане поддержали своего правителя. На все строительство ушла сумма, достаточная для создания флота из 450 боевых кораблей-триер.


В свою очередь от зодчих Перикл требовал создания настоящего шедевра, и гениальные мастера его не подвели. Через 15 лет был построено уникальное сооружение - величественный и в то же время легкий и воздушный храм, архитектура которого не была похожа ни на какой другой.

Просторное помещение храма (примерно 70х30 метров) со всех сторон по периметру окружали колонны, такой тип зданий называется периптором.

В качестве основного строительного материала использовали белый мрамор, который привозили за 20 км. Этот мрамор, имеющий сразу после добычи чисто белый цвет, под воздействием солнечных лучей начинал желтеть, и в результате Парфенон оказался окрашен неравномерно – северная его сторона была серо-пепельного цвета, а южная – золотисто-желтого. Но это совершенно не портило храм, а, наоборот, делало более интересным.

При строительстве использовали сухую кладку, без строительного раствора. Отполированные мраморные блоки соединяли между собой железными штырями (по вертикали) и скрепами (по горизонтали). В настоящее время строительными технологиями,используемыми при его строительстве, активно заинтересовались японские сейсмологи.


Есть у этого храма еще одна уникальная особенность. Со стороны его силуэт представляется абсолютно ровным и безупречным, а на самом деле в его контурах нет ни одной прямой детали. Для того, чтобы нивелировать результаты перспективы, использовались наклоны, искривления или утолщения деталей - колонн, кровли, карнизов. Гениальные зодчие разработали уникальную систему корректировки за счет оптических трюков.

Многие считают, что все древние храмы имели естественный цвет, но это было не всегда так. В античный период многие здания и сооружения старались делать красочными. Не стал исключением и Парфенон. Основными цветами, доминирующими в его палитре, были синий, красный и золотистый.
Интерьер украшало множество различных скульптур, но главной среди них была легендарная 12-метровая статуя Афины в образе богини войны, Афина Парфенос, - лучшее творение Фидия. Вся одежда и оружие ее были сделана из золотых пластин, а для открытых частей тела использовали слоновую кость. Золота только на эту статую ушло больше тонны.


Чёрные дни Парфенона

История Парфенона довольно печальна. Расцвет храма пришелся на расцвет Греции, но постепенно храм утратил свое значение. С распространением в Римской империи христианства в V веке храм был переосвящен и превратился в византийскую церковь Пресвятой Девы Марии.

В XV веке после захвата Афин турками храм стали использовать, как мечеть. Во время очередной осады Афин в 1687 году, турки превратили Акрополь в цитадель, а Парфенон - в пороховой склад, понадеявшись на его толстые стены. Но в результате попадания пушечного ядра от мощнейшего взрыва храм рухнул и его средней части практически ничего не осталось. В таком виде храм стал совсем никому не нужным, и началось его разграбление.


В начале XIX века с разрешения властей английский дипломат вывез в Англию огромную коллекцию великолепных древних греческих статуй, скульптурных композиций, фрагментов стен с резьбой.


Судьбой здания заинтересовались лишь тогда, когда Греция обрела независимость. С 20-х годов 20 века здесь начались работы по реставрации храма, которые ведутся по сей день, по крупицам собираются утраченные детали. Кроме того, правительство Греции ведет работу и по возвращению в страну вывезенных фрагментов.

Что же касается самой главной ценности Парфенона – статуи богини Афины гениального Фидия, то она утрачена безвозвратно во время одного из пожаров. Остались лишь ее многочисленные копии, хранящиеся в разных музеях. Наиболее точной и достоверной из сохранившихся считается римская мраморная копия Афина Варвакион.


Конечно, надежды на то, что когда-то храм предстанет в первозданном виде, нет никакой, но даже в нынешнем состоянии он является настоящим шедевром архитектуры.


Навигация по статье

Где находится Парфенон и как добраться до него

Парфенон расположился на Акрополе, в самом сердце Афин. Построенный на стратегическом месте, он выделяется на фоне остальных сооружений греческой столицы и виден буквально из любой точки города. Поэтому пройти мимо или заблудиться точно не получится. Добраться до него можно несколькими способами:

  • На метро - до станции, которая называется Akropolis;
  • На автобусе - до Акрополя ходят многочисленные маршруты: 106, 24, 57, 137, 230, A3, E22;
  • На троллейбусе №15, 5, 1;
  • Пешком - по улице Дионисиу Ареопагиту. Она ведёт в гору и приводит прямо к Парфенону.

История Парфенона

У тех, кто хоть немного знаком с Грецией и её историей, Парфенон ассоциируется с богиней Афиной. Храм возник как посвящение покровительнице города. Но мало кто знает, что задолго до него на этом же месте стоял Гекатомпедон - древнейший храм, также посвящённый Афине.

Как замена старому храму, разрушенному персами, Парфенон был построен по инициативе Перикла - известного афинского политика, прославленного полководца и реформатора. К участию в строительстве он привлёк скульптора Фидия, архитекторами были выбраны Иктий и Калликрат. Последний построил на Акрополе ещё несколько храмов, но именно Парфенон стал его главным детищем. Хотя и долго не получался таким, каким был задуман. Возведение будущего символа Афин заняло более 9 лет. И за каждую монету, потраченную на проект, правительство отчитывалось перед жителями Афин. Некоторые из финансовых отсчётов сохранили немало интересных фактов. Например, самый дорогой и крупный камень привезли с горы Пенделикон, расположенной в 16 км от Афин. Для строительства также использовали высококачественный мрамор.

Публике Парфенон торжественно представили во время праздника Панафинеи - самых крупных политических и религиозных празднеств античности. Но ещё несколько лет продолжались декоративные работы. Ими руководил Фидий, создавший статую Афины - она стала главным украшением Парфенона. То, как она выглядела, волнует историков уже несколько веков. Говорят, что статуя была лучшей работой Фидия. Деревянное изваяние было покрыто тонной золота и украшено слоновой костью. 13-метровая статуя держала копьё в одной руке, фигуру Ники - в другой.

На протяжении почти 1000 лет Парфенон служил главным храмом греческой религии. Он ещё был целым в IV в. нашей эры, но к тому времени Афины являлись не больше, чем просто провинциальным городом Римской империи со славным прошлым. В V в. статуя Афины была похищена и перевезена в Константинополь. Здесь она разрушилась несколькими веками позже.

Затем Парфенон был преобразован в христианскую церковь Девы Марии. Это неизбежно привело к перестройке храма - языческие скульптуры и некоторые колонны были убраны. Скорее всего, даже уничтожены. В XV в. Парфенон ждали новые изменения. На этот раз османы, захватившие город, перестроили некогда языческий храм Афины в мечеть. Однако серьёзных разрушений не принесли.


В XVII веке при нападении венецианцев Парфенон был буквально разрушен в результате взрыва порохового склада. И только в 1840-х гг. началось его восстановление, но в первую очередь были убраны новые и средневековые постройки, а также мусульманский минарет.

Как выглядел Парфенон: прошлое и современность

В древности Парфенон выглядел величественно - как и положено храму особо почитаемой греками богини. Он имел прямоугольную форму с колоннадой на всех 4 сторонах. Считается, что количество дорийских колонн было равно 48. Внутри Парфенона располагалась центральная площадка, также огороженная колоннами. А в её центре стояла ныне утраченная статуя Афины.


На одном из уцелевших фризов Парфенона изображена сцена праздничного шествия, которые обычно сопровождали Панафинеи. На нескольких сторонах храма были увековечены страницы исторических событий и легенд: Троянской войны, битвы амазонок и греков. Что касается фронтона, то сохранилось несколько статуй, да и те пребывают в плачевном состоянии. Оригиналы хранятся в Афинском музее и Музее Акрополя, а на их месте установили копии. Впрочем, половина из оставшихся частей фризов и скульптур вывезены в Лондон и до сих пор не возвращены в Грецию.

Кстати, сооружение уникально с точки зрения геометрии. Если на один конец ступени Парфенона поставить предмет высотой 15 см, то он будет невидим с противоположной стороны. Это значит, что плоские конструкции на самом деле имеют кривизну. Ещё один секрет Парфенона «зашифрован» в его колоннах - они немного наклонены внутрь. Считается, что такие особенности позволяли храму выдерживать выдерживать сейсмические нагрузки, что лишний раз подтверждает мастерство архитекторов.


Современный Парфенон, насколько это возможно, археологи приблизили к оригиналу. Утраченный блеск и величие ему не вернуть, но прогресс очевиден. Разрушения и незавершённая реконструкция не помешали Парфенону войти в число главных памятников мира.

Посещение Парфенона

Посетить главный памятник Афин можно с 8:30 до 18:00 .

Цена билета - 12 евро , до 18 лет посещение бесплатно .

Поскольку в сезон туристов здесь много, а летняя жара приносит неудобства, лучше приходить сюда к открытию или вечером. Для удобства туристов возле Парфенона работает киоск, где можно купить напитки, есть туалет и камера хранения - с крупными сумками внутрь не пускают.

Для Греции Парфенон - не просто памятник истории. Это гордость и национальный символ. Повторить работу архитекторов и создать свою версию Парфенона в разное время пытались в нескольких городах мира. Но превзойти образец классической античной архитектуры никому не удалось.

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию сооружения.

Особенность восприятия объектов человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней (с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама