THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

И снова рады вас видеть на страницах . Сегодня, покинув север Шри-Ланки, а именно мы отправились в сторону священного города Анурадхапуры со множеством древних памятников культурного наследия, его еще называют Old Town , откуда в 1950 году все жители были переселены в новую часть города. И так как мы путешественники не слишком богатые, то поделимся с вами историей о том, как нам удалось посмотреть все достопримечательности бесплатно.

Автобус: до Анурадхапуры можно добраться на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе).

  • 1 вариант — после аэропорта в Коломбо добираемся до автобусной станции аэропорта (пешком, “тук-тук”). Прямого автобуса с этой станции до Анурадхапуры нет, но оттуда можно доехать до самого Коломбо и уже там пересесть на прямой автобус №5.
  • 2 вариант — доехать до автобусной станции в Негомбо, пересесть на автобус до Анурадхапуры или до Куренегалы (Kurunegala) где можно снова пересесть на другой автобус. Прямой автобус идет через Путталам (Puttalam). Можно также добираться с пересадкой через Канди, Матале, Курунегалу (Kurunegala).

Решив испробовать общественный транспорт, мы ехали на автобусе от Джафны за 100 рупий (26 руб.).

Добравшись до городка Килиночи (от Килиночи до Анурадхапуры 144 км), мы уже поехали автостопом, но можно использовать поезд (280 рупий на человека).

Как попасть бесплатно в священный город Анурадхапура.

Так как мы встали рано, у нас в запасе было еще много времени, чтобы автостопом добраться до нужной точки и еще достопримечательности посмотреть. В принципе все самое интересное города находится на одной большой территории, куда единый входной билет стоит 3200 рупий (800 руб.) или 25$. Мы ведь еще не знали, сколько проходы на достопримечательности стоят, хотя я и слышала, в некоторых случаях очень завышено. И дело совершенно не в том, что на Шри-Ланке самые уникальные достопримечательности всей Азии, просто политика государства здесь слишком жадная до денег.

Естественно платить такие сумасшедшие деньги за парочку ступ – это слишком «ступид», поэтому мы обошли территорию чуть-чуть сбоку и перелезли через низенький забор. Первой остановкой была 120 метровая ступа Джетаванарама (Jetavanarama), расположенная на руинах монастыря Джетавана.

Ну да, большая пребольшая ступа, коих мы насмотрелись еще в , отличаемая от остальных только тем, что считается самой большой на Шри-Ланке. И обязательно, это даже не оговаривается, хранит фрагмент какой-нибудь «детали» Будды. На сей раз – это часть его пояса.

В принципе, даже немного впечатляет размерами и лично для меня она показалась наиболее интересной достопримечательностью Анурадхапуры, чем все остальные археологические памятники старого города.

Чтобы дойти до второй ступы, нам предстояло преодолеть вторичный контроль билетов, о чем мы, конечно, не подозревали.

Охранник, завидев издалека два больших рюкзака, сразу вскочил и замахал на нас руками. Андрей даже не посмотрел в его сторону, проходя дальше, я последовала его примеру. Охранник, опешив от нашей наглости, бросил свое место и в три прыжка оказался перед нами, преграждая собой путь и крича «Тикет! Тикет!». Я, молча перевела взгляд на Андрея, тот с глупым видом оглядел охранника и в свою очередь тоже замахал на него руками, изображая из себя глухонемого. Лицо мужчины в форме медленно вытянулось и застыло на несколько секунд. Я чуть не испортила все желанием расхохотаться, когда увидела его растерянный вид. Все еще пребывая в шоке, он на автомате тыкнул пальцем в мою сторону, в надежде, что может я «нормальная». Однако, я повторила тот же «концерт», виновато улыбаясь при этом. Это окончательно «добило» охранника, махнув рукой, он пропустил наши улыбающиеся благодарные лица дальше.

Пикник у ступы Руванвелисая (Ruvanvalisaya).

Пройдя вперед несколько метров, мы позволили себе повеселиться от души. Дабы не напороться на еще одного служащего священного города Анурадхапуры, мы обошли большую белую ступу Руванвелисая (Ruvanvalisaya) сбоку.

Я бы сказала, что именно отсюда открывался наилучший вид на нее.

Очередной «шедевр» архитектуры Шри-Ланки известен также под именами Махатхупа, Сварнамали и Ратнамали Дагаба.

Здесь мы временно бросили рюкзаки, чтобы отдохнуть в тени деревьев, покачаться на длинных пружинистых ветвях, как обезьяны, поглазеть на птиц.

Кстати, обезьян здесь тоже хватало, терпеть их не могу с детства.

К нам не подходили и ладно.

Знакомство у священного дерева Джая Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi).

После отдыха поход продолжился к священному дереву Джая Шри Маха Бодхи, выращенному из отростка того самого, под которым на Будду снизошло озарение. По пути попалось Ловамахапая (Lovamahapaya) – здание, образованное в древние времена 40 рядами, в каждом из которых находятся 40 каменных колонн, что в общей сложности составляет 1600 колонн. Остатки последних (а может и новодел) можно лицезреть прямо перед дворцом.

Вдруг передо мной вырос молодой иностранец, который на хорошем английском поприветствовал меня и спросил, откуда я. Что мне еще было ответить, как не правду. Паренек был из Германии, впервые выбрался за пределы своей страны и как-то выбор его пал на Шри-Ланку. Он поинтересовался, где мы остановились, заметив рядом со мной два рюкзака. Ему явно не хватало компании, возможно, он надеялся к нам присоединиться. Я сказала, что мы автостопщики и спим в палатке или у местных. Сначала его это заинтересовало, и он даже устроился на корточках напротив меня, но после нескольких моих рассказов он понял, что навряд ли нам по пути, также быстро распрощавшись, как и появился.

К тому времени Андрей закончил осмотр священного растения за забором, и на мои вопросы ответил кратко: «дерево как дерево, ничего особенного. Забором только огорожено от особо любопытных глаз и шкодливых рук».

Последняя достопримечательность Анурадхапуры – ступа Мирисавети (Mirisaveti).

Перед тем, как покинуть старую часть священного города Анурадхапура, Андрей еще решил завернуть к очередной ступе Мирисавети (Mirisaveti Stupa) , построенной на месте скипетра с реликвиями все того же Будды.

Больше в городе делать было нечего, и мы отправились на поиски автобуса до ближайшего , за 16 км до которого мы отдали по 35 рупий (9 руб.). Где мы поужинали и нашли приют в одной из церквей, случайно оставшейся открытой на всю ночь, но об этих подробностях вы узнаете чуть позже. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на новости блога и не забывайте делиться приятными впечатлениями от прочитанного с друзьями через социальные кнопочки ниже:).

Анурадхапура - знаменитый город древних монастырей, расположенный в северной части Центральной Шри-Ланки. Древние памятники Анурадхапуры были обнаружены в XIX веке, а позднее вошли в . Этот древний город называют самым большим городом монастырей в мире. В столице, где правили 113 царей, куда буддисты совершают паломничество, расположены величайшие памятники, дворцы и монастыри Шри-Ланки. Другими известнейшими культурными достопримечательностями Шри-Ланки являются величественная скала , пещерный храм и удивительные храмы .

Анурадхапура, древняя столица Шри-Ланки

Основание города Анурадхапура практически совпало по времени с распространением на Цейлоне буддизма. По преданию, сингальский правитель Деванампия Тисса (III в. до н.э.) и его приближенные познакомились с новым вероучением благодаря сыну индийского царя Ашоки - Махинде. Вскоре буддизм стал официальной религией сингалов, а в Анурадхапуре были построены первая ступа (дагоба) Тупарама и буддийский монастырь Исурумуния. В эту эпоху город переживал период своего расцвета.


Древняя ланкийская хроника «Махавамса» свидетельствует: «Великий и мудрый король повелел проложить в этом чудесном городе улицы, и на них построили тысячи домов едва и три этажа. Повсюду в городе были лавки, полные всевозможных товаров. Слоны, лошади и экипажи без задержек проходили по улицам, каждый день кишевшими людьми, которые принимали участие в торжественных празднествах. Вся полоса земли у побережья была как одна сплошная мастерская, непрерывно занятая постройкой кораблей…»

Просуществовав более 1200 лет в качестве столицы Шри-Ланки, Анурадхапура была разрушена в конце X в., когда войска южно-индийского государства Чолов вторглись в северную часть острова. Столица острова была перенесена в Полоннаруву , и Анурадхапура превратилась в город великого прошлого, почитаемый как священная столица острова.

Достопримечательности Анурадхапуры

Величественные руины Анурадхапуры, занимающие окружность с диаметром более 12 км, расположены в четырех часах езды от современной столицы Шри-Ланки Коломбо. Этот город-музей невозможно обойти целиком и осмотреть даже за несколько дней. А между тем здесь сосредоточены едва ли не самые значительные памятники культуры «львиного острова».

Старинные хроники повествуют о том, что некогда Анурадхапура была окружена высокими стенами с воротами, обращенными на четыре стороны света. В городе было много водоемов и парков, на уборку улиц ежедневно выходили тысячи подметальщиков. Королевский дворец и многочисленные буддийские монастыри (вихары) и ступы (дагобы) представляли собой грандиозные сооружения из камня и дерева. В древности одних только монахов здесь было более 3 тысяч.


При этом каждый правитель Анурадхапуры стремился построить дагобу, по возможности превосходящую по величине и великолепию те, которые были воздвигнуты его предшественниками. В частности, дагоба Джетавана, лежавшая в руинах, но частично отреставрированная, достигала 80 м в высоту - т.е. была выше многих египетских пирамид.

Типичными и чрезвычайно характерными для Цейлона образцами буддийского искусства являются так называемые «лунные камни». В Анурадхапуре их сохранилось восемь. Обычно их помещали перед входом в «Дома образа». «Лунные камни» представляют собой полукруглые гранитные плиты с высеченными на них орнаментальными изображениями. В наружном полукольце располагались в направлении по часовой стрелке различные животные и птицы.

Следующее полукольцо представляло собой венок из листьев лотоса. В центре изображалось солнце. Эта символика связана с древними космогоническими представлениями, и проникла на остров из Индии вместе с буддизмом. Сами изображения на «лунных камнях», впрочем, навеяны индуистской мифологией, но в них вложено новое содержание. Лев, например, ассоциируется с Буддой, лотосы - с отрешенностью от всего земного.

Сегодня из архитектурных сооружений древней Анурадхапуры лучше всего сохранились дагобы. Гигантские каменные громады устояли, несмотря на разрушительное действие времени.

Самой большой среди дагоб Анурадхапуры является дагоба Руванвелисая - шедевр ланкийской архитектуры. Ее часто именуют «Великая ступа» - «Маха Тхупа». Круглая белоснежная каменная громада высотой 54 м покоится на квадратном основании, обрамленном со всех сторон рельефами, изображающими головы слонов. Устремленный в небо шпиль некогда сверкал золотом.

Ступе Руванвелисая около двух тысяч лет, и история ее строительства подробно описана в старинной цейлонской хронике «Махавамса». Постройку дагобы начал король Дуттхтагамини, один из славнейших владык, правивших в Анурадхапуре. Воцарившись на троне, он нашел спрятанную в его дворце золотую пластинку с предписанием построить дагобу. Тогда король созвал пятьсот лучших зодчих, показал им пластинку и спросил, какой формы следует строить дагобу. Один из зодчих предложил в качестве модели перевернутую вверх дном чашу.

Дагобу строили с чрезвычайной тщательностью. Даже предназначенный для строительства песок многократно просеивали, а затем протирали между камнями. Фундамент утаптывали слоны, ноги которых были обернуты шкурами. Внутреннее святилище дагобы была отделано серебром и золотом. Здесь была установлена модель священного дерева бо из золота и серебра с жемчужинами и самоцветами. Особенно славилось находившееся здесь изваяние Будды, отлитое из чистого золота.

Незадолго до завершения строительства король заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своего брата Саддхатиссу проследить за тем, чтобы строительство было закончено. Саддхатисса обещал исполнить его просьбу. Именно он велел покрасить дагобу в белый цвет, который она сохраняет и поныне, хотя окраску приходится регулярно подновлять: Последующие короли также украшали дагобу всеми доступными способами.

В середине XIX в. этому зданию угрожала судьба многих других построек Анурадхапуры. Полуразрушенный купол напоминал естественный холм, поросший деревьями и кустарником, в котором скакали обезьяны и прятались шакалы. Реставрационные работы велись почти сто лет. Лишь в годы Второй мировой войны пагода Руванвелисая была окончательно восстановлена.

К числу самых древних памятников буддизма на Цейлоне относится дагоба Тупарама, построенная еще в III в. до н.э. Деванапией Тиссой - первым сингальским правителем, принявшим буддизм. По преданию, в этой ступе замурована ключица Будды, благодаря чему Тупарама является особо почитаемой святыней. Высота этого изящного, удивительно пропорционального сооружения. напоминающего колокол, составляет около 17 м.

Можно только поражаться мастерству и художественному вкусу сингальских мастеров, создававших это великолепное сооружения более чем двадцать два века тому назад. Дагобу окружают каменные столбы, когда-то служившие опорой для шатра над головами молящихся.

Шпиль еще одной дагобы, Абхаягири, словно бы поднимается из недр огромной горы. Эта гора на самом деле не что иное, как купол, поросший травой (также отреставрированный в последние годы). Само название «Абхаягири» иногда переводят как «Гора, где нет страха».


У подножия дагобы сохранилась скульптура высотой около двух метров, изображающая погруженного в нирвану Будду Самадхи (IV или V вв.). Фигура высечена довольно грубо, однако очень выразительно проработано лицо с подчеркнуто отсутствующим выражением.

Впрочем, в Анурадхапуре сохранилась гораздо более интересная статуя Будды, которая является самой древней на Шри Ланке - она воздвигнута 1800 лет назад. Китайский путешественник Фа Сянь, побывавший в Анурадхапуре в 411 г., писал: «Здесь… есть зал Будды, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, где находится его статуя из зеленого нефрита, высотой более пятидесяти фугов, сверкающая семью сокровищами, но в позе серьезной и достоинства неописуемого. На ладони правой руки лежит бесценный камень».

Эта сохранившаяся до наших дней статуя на самом деле высечена не из нефрита, а из гранита. Будда изображен в позе медитации. сидящим со скрещенными ногами. Его лицо выражает безмятежность, глубочайший покой все постигшей мудрости.

Еще один древний памятник Анурадхапуры, сохранившийся от времен короля Деванампии Тиссы - монастырь Исурумуния, врезанный в большую скалу. Позднейшие реставрации существенно изменили его первоначальный облик. Сохранились несколько высеченных в скальном монолите барельефов, относящихся к временам Деванампии Тиссы. В их числе - композиция с изображением группы слонов, а также знаменитый барельеф «Любящие в камне», изображающий девушку, сидящую на коленях у своего возлюбленного-воина.

Строительство Лохапасады - Бронзового дворца, начал в середине II в. до н.э. король Дуттхагамани, тот самый, который построил грандиозную дагобу Руванвелисая. С его правлением связано освобождение севера Шри Ланки и столицы острова Анурадхапуры от владычества южноиндийских захватчиков. Объединив под своей властью весь остров. Дутгхагамани начал в своей столице обширное строительство. Его жизни на это не хватило, и возведение Бронзового дворца было завершено уже при его младшем брате.

Рассказы о новом чуде Анурадхапуры распространялись далеко за пределами острова. Легенда гласит, что он был построен «по образу неба». Во дворце было девять этажей и тысяча комнат, украшенных резьбой по дереву. В тронном зале был установлен трон из слоновой кости, на котором сверкали сделанные из золота, серебра и жемчуга солнце, луна и звезды. Комнаты дворца также украшали жемчуг, золото и серебро. В «Махавамсе» говорится, что «в карнизы были вставлены драгоценные камни… Издающие звон фестоны выполнены из золота». А свое название - Бронзовый - дворец получил из-за бронзовых листов, покрывающих кровлю.

Бронзовый дворец погиб, как принято говорить, «из-за копеечной свечки»: однажды на пол упал горящий масляный светильник, и огонь полностью уничтожил все это великолепие. Здание было частично восстановлено, но последующие войны и запустение Анурадхапуры привели к тому, что сегодня от легендарного дворца осталась только площадка, уставленная целым лесом гранитных колонн - их здесь насчитывается до 1600 штук!

Зато отлично сохранился Куттам - «Двойная купальня», сооруженная в IX в. и имеющая около 8 м в глубину. У края купальни стоит искусное скульптурное изображение кобры.

В Анурадхапуре сохранилось множество памятников архитектуры, заслуженно пользующихся всемирной известностью. Пожалуй, не менее знаменито и тысячелетнее дерево бо, растущее неподадеку от дагобы Руванвелисая. Оно было посажено более 2250 лет тому назад первым королем-буддистом Деванампией Тиссой, и, вероятно, является сегодня старейшим деревом на земле. Оно пережило почти всю историю Шри Ланки, ныне запечатленную в развалинах Анурадхапуры.

Саженец дерева был привезен из Индии, из священного города , и, по преданию. является отростком от того самого дерева бо, под которым Будда достиг просветления. Ветку, помещенную в золотой горшок, доставила в Анурадхапуру монахиня Сангха- митта - дочь императора Ашоки. С величайшей торжественностью драгоценную ветвь посадили в парке перед королевским дворцом. Тогда было предсказано, что дерево будет цвести и зеленеть вечно.

Рассказывают, что семь дней спустя пролился чудотворный дождь, и ветвь сразу пустила восемь побегов, которые в свою очередь были доставлены в другие места острова. Сегодня практически в любом ланкийском буддийском монастыре можно видеть дерево бо, которое является «внуком», «правнуком» или еще более отдаленным потомком «шри-маха-бодхи» - «священного великого бо» из Анурадхапуры.


Громадное древнее дерево заботливо обнесено чугунной оградой. Его толстые ветви, полные жизненных соков, указывают на то, что умрет это дерево еще не скоро. Во всей стране едва ли найдется буддист, который по крайней мере хотя бы раз в жизни не совершил паломничество к этому дереву. Сюда приходят студенты перед экзаменами, приезжают деловые люди перед заключением важных сделок, министры перед принятием политических решений. В день, когда отмечается годовщина обращения сингалов в буддизм (этот праздник называется «посон»), тысячи паломников съезжаются в Анурадхапуру. Здесь они молятся и возжигают свечи у священного дерева.

Анурадхапура от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы об Анурадхапуре.

  • Горящие туры на Шри-Ланку
  • Туры на майские по всему миру

Анурадхапура - это административный центр Северо-Центральной провинции Шри-Ланки и один из древнейших городов острова Цейлон. Долгое время Анарадхапура, расположенная в стратегически важном месте - на пересечении двух портовых зон - и укрытая в глубине джунглей, была столицей государства - вплоть до 1017 года, когда город был серьезно разрушен захватчиками из Южной Индии и покинут жителями.

Почти тысячу лет город стоял в запустении, и только в 19 веке английский охотник случайно натолкнулся на него в джунглях.

Сегодня Анурадхапура преимущественно восстановлена и разделена на две части: Старый город, который является нежилой охранной зоной, и Новый город, где живет все население Анурадхапуры (около 50 000 человек) и находится туристическая зона с отелями, ресторанами и магазинами.

Город находится довольно далеко от береговой линии, поэтому туристов в Анурадхапуру привлекают в первую очередь всемирно известные памятники культуры и истории Шри-Ланки, входящие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Анурадхапура находится в 200 с небольшим километрах от столицы острова - Коломбо . Добраться до города можно на поезде (здесь есть две ж/д станции), а также на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе) или на взятом напрокат автомобиле по трассе A9 за 4 часа.

Поиск авиабилетов в город Коломбо (ближайший а/п к Анурадхапуре)

Транспорт

По Новому городу курсируют автобусы и тук-туки, но необходимость в них невелика - этот небольшой район можно спокойно пройти из конца в конец за полчаса. А вот охранная зона на другом берегу реки Малватху-Ойя очень большая по территории - и без тук-тука здесь не обойтись. Впрочем, во многих местах Старого города запрещено движение любого транспорта, даже тук-туков.

Популярные отели Анурадхапуры

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Анурадхапуры

Как уже было сказано выше, большинство туристов приезжают, чтобы увидеть памятники Старого города. Среди них - так называемые дагобы (буддийские религиозные сооружения, предназначенные для хранения реликвий) Тхумапарама, Руанвели со знаменитыми каменными статуями Будды, Джетаванарама, считающаяся одним из самых высоких кирпичных сооружений в Древнем мире, а также статуя Будды Ауканы и священное дерево Бодхи, считающееся древнейшим из известных деревьев, с построенным вокруг него храмом Махабодхи. И это только небольшая часть тех памятников, которые ждут путешественников в Старом городе Анурадхапуры.

Анурадхапура

В Новом же городе расположено множество отелей, ресторанов и магазинов, есть также и рынок, где можно приобрести сувениры.

Стоит помнить: хотя алкоголь и продается в заведениях, ориентированных на туристов, публичное распитие спиртных напитков на Шри-Ланке не приветствуется.

  • Где остановиться: на одном из высокогорных курортов Цейлона, где еще в колониальные времена британцы скрывались от жары, а именно в Канди или в Нувара-Элии . Кроме того, можно остановиться в столице страны

История основания города теряется в веках. По одной из версий после того, как на остров пришел южноиндийский принц Виджая, среди семисот его соподвижников был человек по имени Анурадха, который основал небольшое селение. Деревню назвали в его честь, а со временем маленькое поселение превратилось в большой . По другой легенде город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона - Анурадха. Какую из теорий выбрать каждый может решить для себя сам, но одно останется неизменным. Анурадхапура – это святой город и древняя столица Шри-Ланки в течение 1500 лет. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам .

Период, когда Анурадхапура непосредственно стала столицей королевства , начался с короля Пандукабая, утвердившего город столицей в 380 г. до н. э. К западу от города он построил резервуар Басава Кулам для снабжения водой растущего населения города, наладил систему канализации, разбил парки, построил дворцы.

Судя по старинным хроникам и сохранившимся памятникам, Анурадхапура возводилась по определенному плану. Четверо городских ворот были ориентированы по сторонам света, а окружавшие город оборонительные стены уже в I в. до н.э. достигали высоты около 2 метров. Во II в. до н.э. стены Анурадхапуры надстроили и дополнили сторожевыми башнями. Древняя Анурадхапура состояла из внутреннего города, который образовывали царский дворец и важнейшие религиозные сооружения, и выросшего позднее внешнего города. К внутреннему городу примыкал парк, который царь Деванампиятисса, передал в дар буддистской общине. Следует отметить, что в период расцвета территория Анурадхапуры превышала 12 км. в диаметре, а проживало в ней более 300 000 человек.

По своему расположению Анурадхапура была очень уязвимым городом для иностранных захватчиков. Она постоянно подвергалась нападениям и периодически находилась под влиянием королей индийских династий. Одним из таких индийских правителей был тамильский принц Элара, пришедший из Южной Индии в 205 году до н.э. Ему удалось удерживать власть на острове в течение 44 лет до тех пор, пока не подрос маленький принц по имени Дутугамуну, решивший изгнать индийских захватчиков из Шри-Ланки. Около 15 лет длилось его противостояние с принцем Эларой, однако, в 161 г. до н.э. победа осталась за Дутугамуну.

Пришедшая в конце 10 века индийская армия Чолов под предводительством принца Раджарая Великого разрушила Анурахдапуру, но после их свержения в 1070 году город был восстановлен. Столица острова, перенесенная Чолами в Полоннаруву, так и была оставлена там. Люди потихоньку покидали Анурадхапуру, которая со временем была заброшена и поглощена джунглями, вплоть до 1980 года, когда под патронажем всемирной организации ЮНЕСКО, записавшей развалины Анурадхапуры в список всемирного наследия, было начато комплексное восстановление руин первой древней столицы Шри Ланки.

Анурадхапура является бесспорно одним из самых притягательных мест как для паломников, так и для туристов со всего мира. Как и много веков назад, сюда приходят монахи и верующие буддисты. Часто приезжают в древнюю столицу студенты и школьники, чтобы еще раз вспомнить свою великую историю и лучше понять настоящее.

Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища Тиссавевы, созданного королем Деванампиятиссой, храм являлся частью самого древнего монастырского комплекса, основанного в III в. до н.э., включающего в себя буддийский храм в скале, со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов, сохранившиеся в своем первоначальном виде. Часть скульптур осталась на своих местах, однако некоторые из них были перенесены в специально созданный рядом музей.

К одному из таких знаменитых барельефов относится изображение девушки на коленях у своего возлюбленного воина. Работа датируется V в. Согласно местной здесь изображен сын короля Дутугамуну, Салия, и его возлюбленная Асокамала, девушка из низшей касты «неприкасаемых», ради которой Салия отказался от трона.

На берегу озера Тисса находится Мирисавети Дагоба, построенная из красного кирпича с отломанным острием сверху. Эта ступа была построена при короле Дутугамуну. По легенде, правитель пошел поплавать, воткнув в землю символ власти – царское ярмо с мощами Будды. По окончании купания царь при всей своей силе не смог вытащить ярмо из земли и, расценив это как знак, приказал заложить в этом месте дагобу. Работы велись около 3 лет, а высотой ступа достигала 60 метров, однако в 10 веке была перестроена.

Направо от самого старого водохранилища Басаваккулам, построенного во время правления короля Пандукабая в 4 в. до н.э., площадью около 120 гектаров взору открывается одна из самых древних и почитаемых ступ Шри Ланки - Руванвалисая, заложенная, по преданию, еще царем Дутагамуну во II веке до нашей эры в честь его победы над индийским принцем Эларой. Однако, к сожалению король не дожил до завершения строительства. Руванвелисая иначе называется Белая ступа или Махатупа, что в переводе с сингальского означает Великая ступа, хотя она всего лишь третья по величине из всех ступ древней Анурадхапуры и взмывает в высоту на 55 метров.

Построена ступа на фундаменте из золотого гравия и находится как бы на постаменте, на внешней стене которого вырезано 400 стоящих плечом к плечу слоников. Значение этих слонов объясняют двояко. С одной стороны, слоны поддерживают платформу, на которой стоит дагоба, как будто бы поддерживая землю в соответствии с буддистской космологией. С другой стороны говорят, что слоны просто помогали в строительстве ступы и это дань памяти величавым труженикам. К сожалению, после многократных реставраций, начатых в 1893 году, ступа утратила свою первоначальную форму.

Если вы проследуете вокруг Руванвелисая по часовой стрелке, то увидите современное святилище, где расположились пять статуй стоящего Будды. Четыре из них, сделаны из известняка, датируются 8 веком и символизируют четыре воплощения Будды на земле, а пятая современная статуя символизирует будущего Будду и коронована тиарой, а в руке держит цветок лотоса. Продолжив движение вокруг Руванвелисая, вы увидите статую, обращенную лицом к дагобе. По преданию это фигура самого короля Датугамуну, построенная его сыном Сиддатиссой, завершившим строительство ступы отца и поставившего его статую для того, чтобы он мог насладиться своим величественным творением. Неподалеку можно увидеть маленькую модель оригинальной ступы Руванвелисая.

Одна из святынь, почитаемой буддистами всего мира, дереву «Бо» или бодхи. Оно слывет самым древним растением на земле, а возраст его около 2250 лет. Дерево выросло из саженца, взятого от дерева Будды в Индии, под которым по преданию принц Гаутама достиг просветления. Саженец был привезен на остров принцессой Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки и сестрой принца Махинды, принесшего идею Буддизма на Шри-Ланку. Оригинальное дерево не сохранилось, а вот священный отросток в Анурадхапуре растет и по сей день, несмотря на то, что город регулярно подвергался нападениям и завоеваниям индийских захватчиков, которые разрушали древнюю столицу. Многочисленные отростки этого дерева Бо были посажены по всей Шри-Ланке, а так же во многих странах Юго-Восточной Азии. Сейчас могучие ветви дерева, растущего на вершине террасы, поддерживают специальные позолоченные железные подпорки, которые можно видеть вокруг. Всем посетителям при подходе к дереву следует снять головной убор и обувь в соответствие с обычаями Буддизма, означающими уважение к святыням.

Справа от священного дерева Бодхи можно увидеть Дворец Лохапасада или «Бронзовый дворец», представляющий собой сооружение странное и удивительное, построенное королем Дутугамуну более 2000 лет назад. Дворец представляет собой 9-этажное здание с 1000 комнатами, крышу которого поддерживают 1600 колонн, высотой около 4 метров. В древние времена все колонны были украшены серебряными пластинами, а крышу здания дворца, напоминающую пирамиду, покрывали бронзовые медные листы, которые и дали ему свое название «бронзовый». Так как дворец был построен из дерева, он несколько раз уничтожался в результате пожаров и восстанавливался сначала до 7 этажа, а после очередного пожара в 4 веке лишь до 5-го. При захвате Анурадхапуры индийской армией Чолов, Бронзовый дворец был окончательно разрушен. Сохранившиеся до наших дней колонны собрал из остатков более древних построек король Паракрамабаху Великий в 12 веке.

На выходе из монастырского комплекса Махавихары, состоящего из дерева Бодхи, Бронзового Дворца и Руванвели Дагобды, справа располагается монастырь Джетаванарама, на центральной платформе которого возвышается гигантских размеров ступа, высотой около 120 метров. 4 июня 2009 года состоялось торжественное открытие Джетавана Дагобы для посещения и проведения буддийских церемоний. Работы по восстановлению Дагобы начались еще в 1981 году и продолжались около 28 лет. Дагоба оборудована специальной осветительной системой огней, позволяющей подсвечивать ступу во время религиозных праздников.

Согласно главной ланкийской хронике «Махавамса» король Махасена выстроил эту огромную Дагобу, в диаметре составляющей 112 метров, из красного кирпича в 3 веке до н.э. На строительство было потрачено около 90 миллионов кирпичей и четверть века. Ступа представляет собой идеальный круг. Известно, что в древности на месте, где построена ступа, располагались Сады Нанданы, где в течение семи дней Арахат Махинда, сын короля Ашоки, принесший буддизм на Шри-Ланку, читал проповедь. С тех пор и пошло название Джетавана (измененное от Джотивана), буквально означающее «место, где засияли лучи освобождения». В старинных записях 13 века говорится, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда.

Первоначальная высота ступы была около 160 метров, что позволяло назвать ее третьим по высоте сооружением в мире после знаменитых пирамид в Гизе. Во время консервации и восстановительных работ было обнаружено, что фундамент ступы ушел более чем на 8,5 метров в грунтовую породу и сейчас высота Джетавана Дагобы составляет 71 метр. Тем не менее, она остается самой большой ступой в мире, построенной полностью из кирпича.

Западнее ступы находится дом образа Будды. Судя по сохранившемуся дверному проёму 8 метров в высоту, это было впечатляющих размеров здание.

Вернувшись на дорогу, ведущую мимо водохранилища Бассаваккулам, можно увидеть самую старейшую дагобу Анурадхапуры – Тупарама, что в буквальном переводе означает «ступа». Ступа Тупарама – это первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в 3 веке до н.э. королем Деванампиятиссой в знак того, что он принял буддизм. Высота ее всего около 19 метров, а внутри заключена частица правой ключицы Будды. В 6 и 13 веках ступу достраивали и даже покрыли деревянной крышей, от которой остались лишь многочисленные колонны ее поддерживавшие. Ступа, которую вы можете видеть сегодня, отреставрирована и облицована белым мрамором в 1862 году.

В северной части Анурадхапуры расположен монастырь Абъягири, который занимает площадь около 235 гектаров. Монастырь был построен в I в. до н.э. королем Валагамбаху для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара, создавших новое течение буддизма Махаяна, которое являлось более либеральным, в отличие от традиционного строгого учения Тхеравада. В центре монастыря находится ступа Абъягири, построенная царем Гаджабаху. В 12 веке король Паракрамабаху достроил дагобу до высоты в 115 метров, что сделало ее второй по высоте дагобой древней столицы, однако сегодня высота ступы не превышает и 75 метров. По преданию ступа построена над отпечатком стопы Будды.

Статуя Самадхи Будды в позе медитации. Статуя вырезана из известняка в 4 веке и по преданию глаза статуи были сделаны из натуральных камней. Те, кто хочет подойти поближе, должны снять обувь и головной убор.

Уникальное сооружение монастыря Абъягири - бассейны Близнецы, построенные в 8 веке монахами. На самом деле бассейны нельзя считать близнецами потому, что один из них длинной 28 метров, а другой 40. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды, которая прежде чем попасть в бассейн проходит через ряд небольших углублений справа от сооружения, где грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в меньший по размеру бассейн через отверстие, увенчанное полуразрушенной львиной головой. Каменное изваяние змеи рядом символизирует удачу. Два бассейна связаны между собой небольшим по диаметру трубопроводом.

Путешественнику

Входная плата: 25/12,5 $ или 4500/2250 взрослый/детский.

Билет действует только в течение дня! Но многие Анурадхапуры можно посещать бесплатно поэтому если вы планируете осматривать ее более одного дня то имеет смысл в один день посетить платные места - Абъягири, Цитадель, Джетаванарама, музеи и главный Архитектурный музей, а в остальные дни осматривать оставшуюся часть. Билетная касса находятся возле Архитектурного музея. Тук тукеры могут предложить повозить вас по комплексу без покупки билетов заплатив им лично, но сумму меньше чем стоимость билетов.

Достопримечательности Анурадхапура можно осматривать и вечером когда включается подсветка и ланкийцы приходят к религиозным объектам для проведения церемоний. После 18 часов кассы закрыты и по всем достопримечательностям можно гулять бесплатно.

В Анурадхапуре запрещено использовать квадрокоптеры.

Круглосуточно

4500/2250 рупий взрослый/детский

Время на осмотр - 4 часа

Привет друзья. Мы рассказали о древней первой столице Шри-Ланки. Но рассказать мало, — всегда же хочется узнать, что интересного можно увидеть и куда заглянуть в новом месте. В это — старый город, представляющий собой необычное место. С одной стороны, это — археологическая зона, с другой — место паломничества тысяч буддистов. От верующих не отстают и многочисленные туристы. Что же здесь находится? Все главные достопримечательности Анурадхапуры. О них мы и расскажем сегодня.

Скажу сразу территория старого города огромна, если хотите всё увидеть, стоит взять тук-тук и передвигаться на нём. Водители знают, куда лучше подъехать, чтобы вас высадить, где можно припарковаться без штрафа, где нас встретить. Это удобно. Мы так и сделали. Немного поторговавшись (это обязательно надо делать) мы сошлись кажется на 10 долларах и поехали.

Как видите, главные, полностью восстановленные объекты старого города это:

  • Скальный монастырь Исуруминия
  • Храм и дерево Бодхи
  • Музей
  • Ступы

Но конечно, интересных объектов больше. Старая Анурадхапура огромная зона примерно 20 на 20 км. Ходить — не обойти. Но поскольку достопримечательности Анурадхапуры относятся к сингальской буддийской культуре, то нам многое не понять. Ну дагобы и дагобы, увидел одну — знаешь все. Однако нам было интересно, в том числе и наблюдать и за людьми. Для верующих здесь всё исполнено смысла.

В IV веке до н.э. на остров пришел Буддизм. Тогда же здесь появилась веточка дерева Бо.

Исурумуния Вихара

Англ. Isurumuniya Vihara (Originally Meghagiri Vihara)

Здесь начинается территория старого города. В 1950 году всех жителей с этой территории переселили в Новый город.

Скальный дворец построен в 307-267 гг до н.э. для 500 мальчиков-монахов из высшего сословия. Расположен в скалах, рядом с озером Тисса. Передан в распоряжение общины монахов. Храм Исурумуния был одним из строений самого крупного монастыря в Анурадхапуре.

Здесь находятся:

  • два храма — старый и новый

Статуи Будды


  • ступа

  • озеро Тисса
  • скульптуры

  • музей

Дерево Бодхи

Полное название: дерево Махабодхи (Jaya Sri Maha Bodhi)

Одна из самых известных буддийских святынь всего мира. Дерево Бодхи, или просто, — Дерево Бо очень старое, ему 2250 лет. Оно выращено из ветви дерева (фикуса) в городе Бодх-Гая, под которым принц Гаутами стал Буддой, достигшим просветления.

В XIX веке основной ствол дерева Махабодхи в Анурадхапуре был вырублен английским фанатиком, однако остался малый ствол, который сейчас почитается и придерживается золотыми подпорками.

Монахи, ухаживающие за деревом, берут молодые побеги и выращиваются новые деревья. На территории храма много деревьев Бодхи.


Бронзовый дворец (Лоха Пасада)

Другое название — Ловамахапайя (Lovamahapaya). Дворец находится рядом со священным деревом. Построен для монахов.

Это удивительное сооружение насчитывает 2000 лет. Его построили при легендарном правителе Анурадхапуры Дутугамуну.

Все пишут, что в храме 9 этажей, но я не представляю, какими по высоте они должны быть, если высота всего храма 4 метра. В храме более 1000 комнат. Сейчас мы их вряд ли увидим. По периметру располагается 1600 колонн. Вот это — пожалуйста. Правда пока колонны бетонные, вид производят странный, но это впечатляет. Когда-то колонны украшали плиты из серебра.

Крыша по форме напоминает пирамиду, ее своды украшала медная черепица, чтобы он блистал на солнце.

Легенда говорит, что внешний вид здания взят из видения монахов.

Группа монахов видела храм во время медитации. Они зарисовали увиденное красным мышьяком и привезли рисунок царю.

Первый храм был построен из дерева и сгорел во время одного из пожаров. Сегодня остались только упоминания о нем и колонны.

Вокруг дерева Бодхи — историческая территория Анурадхапуры. Длинная аллея — древняя улица города идёт от храма дерева Бо.

Вдоль неё стоят огромных размеров религиозные сооружения, по форме похожие на колокол. Это — дагобы или ступы.

Дагоба или Сту́па - буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. Википедия

Мирисавети Дагоба

Англ. Mirisaweti Stupa

Легенда рассказывает: король Дутугамуну с гаремом отправился к озеру Тисса, где проходил Фестиваль воды. Он воткнул в мягкую землю свой посох (скипетр), в котором была спрятана реликвия (скорее всего частичка кости Будды).

Через некоторое время, при подготовке к возвращению во дворец, король обнаружил, что ни он сам, ни кто- либо из его свиты не может вытащить посох из земли — оно пустило корни и вросло в землю. Дутугамуну расценил это как знак свыше — реликвия должна остаться на этом месте, и решил построить над посохом дагобу.

Мирисавети

Строительство сооружения шло 3 года. В X веке ступу перестроили.

Вы уже поняли, что внутри каждой ступы находится реликварий, в котором хранится какая-то святыня. Это может быть кусочек кости Будды, его чаша для милостыни, пояс, даже след или . Дагоба может быть памятником события.

Англ. Ruwanwelisaya Stupa

Чтобы осмотреть следующую ступу, нужно подойти к водохранилищу Басаваккулам.

Руванвели Дагоба возведена II — I веках н.э.

Самая знаменитая постройка короля Дутугемуну. Еще ее называют Белая ступа или Махатупа, что означает «великая ступа».

В ступе хранится чаша Будды для подаяния.

Сооружение огромно. Оно занимает площадь в 120 гектаров.

В настоящее время её высота более 90 метров, а диаметр у основания 91 метр.

А вот так ступа выглядит в праздник:

Мы наблюдали, как происходит украшивание. Это можно увидеть в фотоотчёте.

Постамент Руванвели Ступы

Фундамент ступы из золотого гравия. Он помещен на постамент. Выглядит внушительно, торжественно и загадочно, — на постаменте барельефы 400 слонов. Символический и космогонический смысл в том, Мир стоит на Слонах.

Слоны участвовали в возведении Руванвели дагобы. Каждая нога слона обвязывалась кожаной тканью.

Король лично руководил работами. Он наблюдал за тем, как создавалась реликтовая камера для чаши Будды и смотрел, как чашу прячут внутрь.

Во время строительства к ступе приезжали делегации из различных частей Индии, 30 000 монахов из Александрии (на Кавказе) во главе с индо-греческим монахом Махадхармаракшитой (Mahadharmaraksita).

В 1839 году дагоба перестраивалась.

Святилище

Рядом с Руванвели находится святилище с 5 статуями, рассказывающими о воплощениях Будды. На одну из них обратите особое внимание. Это статуя медитирующего Будды. Считается, что она — портрет короля Дутугамуну. (О Датугумуну я довольно много рассказала в предыдущей статье).

Рядом находится уменьшенная копия всего святилища.

Легенда о ступе и смерти Дутугамуну

Король Дутугамуну не застал окончания работ, — комплекс был завершен уже после его смерти сыном короля. Но ланкийцы рассказывают трогательную историю о последних часах жизни Дутугамуну.

Руванвели Ступа — любимое детище короля. Он мечтал увидеть здание завершенным, но здоровье его становилось всё хуже и король держался из последних сил. Чувствуя скорую кончину, он торопил своего брата, который теперь руководил строительством. И брат говорил, что осталось немного, хотя неожиданные трудности затянули окончание постройки.

Видя, что король умирает, и желая сделать его счастливым, брат сообщил радостную весть — ступа готова. Король был так воодушевлён, что к нему на некоторое время вернулись силы и он решил перед смертью увидеть творение.

Паланкин с королём двигался к дагобе, по дороге король встретил своего давнего друга, который теперь стал монахом. Они поговорили о смертности мужчин преклонного возраста и о том, что правители сразу после смерти возрождаются в небесной сфере Тушита.

Король умер счастливым, так и не узнав, что брат его Тисса пошёл на обман: зная, что зрение короля стало совсем слабым, брат натянул на каркас чистейшую белую ткань. Дутугамуну был уверен, что ступа достроена.

На самом же деле, она была возведена лишь наполовину.

Друзья, теперь мы есть в Инстаграм . Канал о путешествиях, историях из поездок. А так же лайфхаки, полезности, маршруты и идеи для ваших путешествий. Подписывайтесь, у нас интересно)

Джетавана Дагоба

Англ. Jethawanaramaya Dagoba

Если покинуть комплекс и пройти через монастырь Джетаванарама, то вы увидите ещё одну ступу огромных размеров.

Это — Джетавана Дагоба — самая высокая ступа на Шри-Ланке. Построена в III веке до н.э. на том месте, где находились сады Нанданы. Здесь в течении семи дней сын короля Ашоки — царевич Арахат Махинда, принесший Буддизм на Шри Ланку, читал проповедь.

Джетавана — это изменённое индийское слово Джотивана. Переводится как «место, где засияли лучи освобождения».

В каждой ступе хранится какая-то святыня. Внутри этой ступы — пояс Будды.

Джетавана дагоба — самое высокое кирпичное здание в мире. Из древних сооружений только две пирамиды в Гизе выше неё.

Ступа была полностью разрушена. Восстановительные работы начались только в 1981 году. С тех пор дагоба открыта для паломников, тут проходят богослужения.

Если рассматривать главный исторический документ сингальского царства — хроники Махавасма, то мы узнаем подробности строительства и особенности этой дагобы.

В основании её идеальный круг диаметром 122 метра, что без специальных измерительных инструментов сделать сложно.

Известно, что на строительство этой дагобы ушло порядка 90 миллионов кирпичей.

Ступа Тхупарама

Аннгл. Thuparama Dagoba

Старейшая дагоба Анурадхапуры. Построенная в III веке до н.э.

Находится рядом с Джетавана дагобой. Самая старейшая дагоба Тупарама.

Первая ступа означала, что король Шри-Ланки принял буддизм.

В XIX веке ее облицевали мрамором.

Абхайягири дагоба

Англ. Abayagiri Dagoba. Ещё её называют Абъягири дагоба.

На севере комплекса расположились руины монастыря Абхайягири. Его построили специально для монахов, которых изгнали из основного монастыря.

Монахов объявили еретиками, но на деле они создали буддийское течение Махаяна, более либеральное чем основное.

Абъягири дагоба — центр этого течения.

Так выглядела Abhayagiri Dagaba совсем недавно

Внутри монастыря располагается еще одна интересная дагоба.

Во время своего основания (XII век) она была второй по высоте в Столице.

Предание гласит, что она построена прямо над тем местом, где нога Будды коснулась земли.

Kuttam Покуна (Бассейны-близнецы)

На территории монастыря Абъягири находится уникальная постройка. Это бассейны-близнецы, построенные ещё мастерами древней столицы.

Название не должно вас смущать, бассейны — не идентичны. Длина одного 40 метров, другого всего 28 метров. Но, не это главное: гораздо интереснее местная система очистки воды, ведь вода в бассейнах прозрачная и чистая.

Бассейны считаются примером значительных достижений в области гидро-инженерных и архитектурно-художественных творений древних сингальцев.

Перед входом в резервуары, вода проходит ряд узких подземных проток, фильтруется песком и землёй, попадая в бассейн полностью очищенной от грязи и мусора.

Для бассейнов были вырезаны гранитные плиты, включающие нижнюю и боковые стороны бассейна. А вокруг бассейна построена стена, которая охватывает и крепит соединение.

Вход в бассейн украшает львиная голова и изображение змеи, на стенах чаши изобилия.

В самих бассейнах плещутся настоящие живые черепахи.

Напоследок хотим дать вам несколько полезных советов:

Проявляйте уважение к чужой религии. Известный скандал разразился в Анурадхапуре несколько лет назад, когда нашу туристку посадили в тюрьму. Она хотела сделать памятное фото на фоне священной древней статуи Будды. Говорят, она повернулась спиной, но я думаю, было что-то посерьёзнее.

Вот эта скульптура Будды.

  • Дагобу нужно обходить в определённом направлении — по часовой стрелке. Это ритуальный обход, соответствующий культуре буддизма.

Кстати, в индуизме принято совершать обход также, — по часовой стрелке. Считается, что ведьмы и колдуны ради своих чёрных дел, ходят против часовой стрелки.

  • Для посещения любых религиозных мест Шри-Ланки, рекомендуем одеться скромно, в соответствии с буддийскими требованиями: ноги закрыты (не шорты), плечи закрыты (не майка).
  • Обувь перед храмом снимайте и оставляйте в специально отведённом месте или кладите в пакет и носите с собой.
  • В храм заходите босиком. Если плиты очень холодные или наоборот — раскалились на солнце, идите в носках, но без обуви.
  • При осмотре достопримечательностей, находящихся вдали от шума и дорог, будьте внимательны: в траве могут быть змеи и вараны.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама