THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фото - Mary , 10.2015.

Екатерининский парк .

Большой дворец

Екатерининский парк, 1 - Садовая ул., 9

Пам. арх. (феральн.)

Первый двухэтажный каменный дворец

1718-1724 арх. Иоганн Браунштейн

Новый дворец

1743 - арх. Земцов М. Г. - проект

1743 - арх. Квасов Андрей - переботанный проект

1745 - арх. Чевакинский С. И. -

Большой дворец

1752-1756 - Растрелли Ф.-Б. барокко

Дворцовая церковь

Государственный музей-заповедник "Царское Село" .

Екатериниский дворец

В центре архитектурно-паркового ансамбля г. Пушкина находится огромное здание Екатерининского дворца. Перед его восточным и западным фасадами расположены наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков с симметричной планировкой. Эти ругелярные парки переходят в созданные позднее обширные пейзажные парки. Дворцово-парковый комплекс создавался в течение двух веков.

    Большой дворец в Царском Селе.
    Проект надстройки Среднего дома. 1-й вариант.
    Фасад со стороны парадного двора.

    2-й вариант. С.Т.Чевакинский по проекту
    Ф.-Б. Растрелли. 1749-1750 гг.

    Копия перв.пол. XIX в. (.С.76-80.)

    Ф.-Б. Растрелли.
    План 1-го и 2-го этажей.

    План 1-го этажа.

    Вид. Большого дворца.
    карт. Ф.Г.Баризьена. 1760-1761.

    Дворец в Царском Селе.

    Фасад Екатерининского дворца
    (со стороны площади).
    Худ. В.Садовников. ([*].C.)

    Старая открытка.

    1912 г.

    Интерьер церкви

    Э.П.Гау, "Церковь в
    Большом
    Царскосельском
    дворце", 1860-е г.,
    акварель.

    1911 г. Церковные хоры

  • Предцерковный зал

В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. По-фински она называлась Saari mojs, швед. Sarishoff - "мыза на возвышенном месте", по-русски - Сарская мыза. Усадьба столяла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712).

Для освоения местности вокруг строящегося Петербурга Петр I первоначально отдал Сарскую мызу генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меншикову. Позднее, в 1710 г. по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 г. его женой под именем Екатерины Алексеевны.

В 1718-1724 гг. по проекту арх. Иоганна Браунштейна здесь был возведен первый двухэтажный каменный дворец с рустованными углами и скромными наличниками - "каменные палаты о шестнадцати светлицах". Дворец был окрашен суриком и крыт гонтом. Перед дворцом на насыпанных земляных уступах был разбит сад. За садом раполагались парники и оранжереи. С западной стороны находился Зверинец - огороженный участок леса, в котором содержали лосей, кабкнов и зайцев для царской охоты. Вокруг мызы появилась деревня, кирпичные и изразцовые заводы, сараи для обжига извести и др. хозяйственные сооружения.
В 1724 г. в новых "палатах" было устроено праздненство, этим было подчеркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стали называть Саарским Село, затем Царским Селом.

В царствование Елизаветы Петровны в Царском Селе развернулось большое строительство. В 1743 г. по распоряжению Елизаветы арх. М. Г. Земцов разработал проект нового, большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден проект, переработанный Андреем Квасовым, имевшим "против прежнего небольшое излишество". Перестройка царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 г. и продолжалась до 1748 г.

С 1745 г. арх. С. И. Чевакинский принимал участие в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу арх. осложняло распоряжение императрицы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Старый дом был включен в центральный корпус дворца, его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатуркой и резной работой".

Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом.

Дальнейшей перестройкой дворца занимался арх. В. В. Растрелли (1700-1771). В 1752 г. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 гг.. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резеденцию.

Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Между дворцовой церковью и северным флигелем Растрелли оставил открытую галерею, устроив там висячий сад. Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого зовода и отделаны золотом. В 1751-1752 гг. деревянные решетчатые заборы были заменены высокой каменной оградой с воротами по проекту Растерелли.В 1754-1757 гг. близ дворца, на месте нынешней Гранитной террасы, по проектам А. К. Нартова и Растрелли было построено здание Катальной горки.

В 1746 г. была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельностоящее здание. К осени 1746 г. были закончены флигели-циркумференции - расположенные по дуге одноэтажные вспомогательные помещения с северо-западной стороны дворца. Старые каменные палаты, увенчанные новым карнизом и кровлей, увеличились по фасаду и в высоту. С этого времени палаты Екатерины I стали называться Средним домом.

С 1748 г. строительные работы возглавил Б.-Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку.

30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца.
Регулярная часть Екатерининского парка террасами спускалась с холма. В XVIII в. этот район парка назывался Старым садом.

Внутри дворца появилась анфилада обширных парадных залов с разнообразной художественной отделкой. Для отделки дворца было использовано 6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота (около 100 кг).
Дворец стал центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее Екатерининского парка) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории Александровского парка). Автор проекта садов неизвестен. Оба парка имели регулярную планировку. Расположение аллей, прудов, боскетов было строго симметричным. Искусно подстриженные кусты и деревь образовывали стены и ниши, в которых устанавливали статуи. В парке было много "садовых затей" - фигурных водоемов, скульптур, архитектурных сооружений, павильонов, созданных по проекту арх. Растрелли. Работы по созданию дворца и парков продолжалось 4 года. Растрелли помогали арх. помощники В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Листовое золото поставляли московские "сусальные" мастера. Большие денежные суммы, необходимые для строительства царской резеденции, давало "соляное комиссарство" - взятая в казну продажа соли.

Новый дворцово-парковый ансамбль, выстроенный к концу 1756 г., вызывал всеобщее восхищение. В 1755 г. из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Царское Село стало местом официальных парадных приемов русской знати и представителей иностранных государств. Здесь же решались и важные государственные вопросы. Во время Семилетней войны (1756-1763) здесь устраивались совещания.

При Екатерине II Царское Село сохранило значение парадной резиденции. В этот период вид дворца несколько изменился: в связи с переносом парадной лестницы в центр здания, возвышавшийся в южной части дворца купол был уничтожен, обветшавшие золоченые деревянные статуи сняты, а золоченые лепные украшения закрасили охрой.

Церковь Воскресения Христова .

Автором проекта дворцовой церкви был архитектор С. И. Чевакинский. Торжественная закладка церкви, расположенной в северной части дворца, состоялась 8 августа 1746 г. в присутствии Елизаветы Петровны, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Шестиярусный иконостас столярной работы, украшенный золочеными колоннами и пилястрами создавался по проекту Ф.-Б. Растрелли, а резные работы были поручены лучшему придворному мастеру Иогпнну Дункеру. Живописны плафон с изображением Вознесения Господня был исполнен художником Джузеппе Валерияни, писавшим его несколько лет с 1749 г. В том же году Императрица установила и цвет (темно-синей берлинской лазури), в который должна была быть выкрашена церковь в своем окончательном виде.

Дворцовая церковь, увенчанная пятью золочеными главами, была освящена 30 июля 1756 г. во имя Воскресения Христова архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром (Кулябка) в присутствии Императрицы. Необычайно роскошная отделка храма являлась одним из лучших образцов елизаветинской эпохи. Все находившиеся в церкви иконы, в том числе и на стенах храма, в алтаре и на хорах (всего их было 114), были врезаны в стены и закрыты золочеными рамами. В алтаре, над жертвенником возвышалась громадная резная золоченая сень на восьми колоннах. Хоры и помещения под ними были отделены от церкви стеной. На хорах во время богослужений находилась Императрица и ее Двор.

12 мая 1820 г. в результате пожара церковь сгорела, при этом погибла большая часть находившихся в ней икон. Купола восстановленные после пожара В. П. Стасовым несколько отличались от первоначальных и, по замечанию современников, менее соответствовали облику дворца. Огромный живописный плафон, повторявший работу Валерияни, был написан заново художником В. К. Шебуевым. Новый плафон в алтаре "Слава Святого Духа" был написан в 1822 г. художником Дмитрием Антонелли по штукатурке. В помещении на хорах новый плафон, изображавший свв. Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, был начат в 1823 г. придворным живописцем Отто Игнациусом, а закончен из-за сметри последнего Густавом Гиппиусом.Реставрацию большинства икон взял на себя Д. Антонелли. Остальные иконы были написаны заново А. Е. Егоровым, профессором Андреем Ивановым и живописцем И. Ф. Тупылевым. Рамы во время пожара успели вынуть и спасти. Восстановленная после пожара уерковь была вновь освящена 2 апреля 1822 г. архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павлинским) в присутствии Александра I.

В ночь на 16 июня 1863 г. в дворцовой церкви вновь произошел пожар, полностью уничтоживший все купола, но на этот раз большинство образов и церковной утвари удалось спасти. Чудом уцелел и плафон художника В. К. Шебуева. Плафон в алтаре Дм. Антонелли погиб, но был написан заново академиком Беллони на полотне. Восстановленная в чечение года церковь была заново освуящена 27 октября 1864 г. духовником Императрской Семьи протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Александра II. Главы дворцовой церкви, восстановленные архитектором Александром Фомичем Видовым, на этот раз более соответствовали стилю "елизаветинского барокко".

Несмотря на все повреждения, полуенные во время пожаров, к ХХ веку цворцовая церковь в основном сохранила свой первоначальный вид, который имела во время царствования Елизаветы Петровны.

Церковь была официально закрыта 22 мая 1922 г., хотя службы в ней прекратились еще в 1917 г. 9 июня 1918 г. в Екатерин7инском дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви немецкими войсками был устроен гараж, а ее внутреннее убранство было разграблено, либо сильно повреждено 98 икон, оставшихся в храме были похищены. От знаменитого плафона к 1944 г. сохранились только остатки. В результате контрнаступления советских войск здание дворца оказалось частично разрушенным прямыми попаданиями снарядов.

После Октябрьской соц. революции в 1918 г. царскосельские дворцы и парки были взяты под охрану государства. Они стали историко-художественными музеями и местом отдыха. В начале ВОв наиболее ценные экспонаты были эвакуированы, а парковые скульптуры зарыты в парке. Во время окупации дворцы и парки сильно пострадали. После освобождения города в январе 1944 г. почти сразу же начались работы по расчистке парка, консервации екатерининсского дворца и павильонов. В июне 1945 г. открыли екатерининский парк, а весной 1946 - Александровский. После войны в парке посажены тысячи деревьев, очищен Большой пруд, восстановлены фасады павильонов Екатериниского парка и значительная часть парковой скульптуры.

Реставрационные работы Екатерининского дворца начаты в 1957 г. Производители работ - Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Главного архитектурно-планировочного управления и трест "Фасадремстрой". Автор проекта восстановления - арх. А. А. Кедринский. Фасады дворца восстановлены с максимальным приближением к их виду в XVIII в., поздние наслоения - удалены. Убрано разрушенное крыльцо парадного подъезда со стороны дворцовой площади, построенное в середине XIX в. На его месте воссоздано крыльцо по чертежам Растрелли. Во фронтонах среднего дома воспроизведены картуши первоначального рисунка. Уже в 1958 г. часть помещений второго ээтажа использовалась под выставку. В 1959 г. открылись первые восстановленные дворцовые залы. Регулярная часть парка перед дворцом воссоздана в первоначальном виде.

В 1950-е гг. в центральной части дворца находился музей, в боковых флигелях располгались: Всесоюзный музей А.С.Пушкина, детская музыкальная школа и база однодневного отдыха. В это время парковый фасад дворца был частично скрыт за высокими деревьми.

В январе 1983 г. дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 г. получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник "Царское Село".
В 1989 г. дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 г. велись реставрационные работы в Агатовых компанах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест).

Царское Село — это пригород Санкт-Петербурга, его южная окраина. Царское Село в 1937 году стало именоваться город Пушкин. Пушкин (Царское Село) входит в состав Пушкинского района Санкт-Петербурга. Государственный музей-заповедник «Царское Село» знаменит Царскосельским лицеем, в котором учился А.С.Пушкин, великолепным Екатерининским дворцом с уникальной Янтарной комнатой и Александровским дворцом. Ансамбль «Царского Села» включает парки: Екатерининский, Александровский, Баболовский, Отдельный. Царское Село в 2015 году отметило 305 лет со дня своего основания.

Екатерининский дворец.

Становление Царского Села как императорской резиденции связано с образом императрицы Екатерины I. Изначально усадьба в июне 1710 года была подарена Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне, которая преобразила ее в каменные палаты из 16 светлиц с небольшим регулярным парком в голландском стиле. Современный Екатерининский дворец – это стиль позднего русского барокко. Этот облик он приобрел при императрице Елизавете Петровне благодаря перестройке архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1752-1756). Работы длились четыре года и 325 метровый величественный дворец, названный Екатерининским в память о ее матери – первой русской императрице Екатерине I, предстал перед потрясенными иностранными гостями. В роскошных росписях, инкрустациях залов и пышных интерьерах апартаментов жили, устраивали балы и маскарады, принимали иностранных послов, отмечали юбилеи все императоры России. Эти залы помнят легкую поступь грозной Екатерины Великой. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили проводить в стенах Екатерининского дворца не только летнее, но и зимнее время. Екатерининский дворец имеет еще одно название «Большой Царскосельский дворец». В 2016 году признанный шедевр мировой архитектуры Екатерининский дворец в Царском Селе отметил свой 260-летний юбилей.

Построенный на декоративных контрастах и световых эффектах шикарный архитектурный образ Екатерининского дворца дополняют золотые купола церкви Воскресения Христова (1750 годы архитектор Б.-Ф. Растрелли, 1860 годы архитектор А. Видов). Тысячи посетителей ежедневно приходят сюда, чтобы самим увидеть и полюбоваться на это творение человеческих рук и идеи венценосных владельцев, воплощенные гением архитекторов. Необычайно торжественный и нарядный вид придают Екатерининскому дворцу цвета небесной лазури огромное количество белоснежных пилястр, колонн, огромных окон, а также вызолоченные скульптурные фигуры, лепнина и бесчисленное множество резных украшений на фасаде дворца. Внутри весь дворец тоже наполнен золотым сиянием. Знакомство с внутренним убранством Екатерининского дворца начинается с Мраморной Парадной лестницы. Ее создали в 1860 году по проекту архитектора И.Монигетти. Огражденные резной балюстрадой широкие ступени из белого мрамора в окружении завораживающего объема воздуха и света устремляются с двух сторон к средней площадке и от нее четырьмя маршами взбираются на второй этаж к дворцовым покоям. Величественная атмосфера дворца продолжается в изыске залов «Золотой» анфилады. Парадные комнаты второго этажа соединены резными золочеными порталами-дверями, которые образуют уходящую в бесконечность анфиладу.

Большой (Тронный) зал – главное место в «Золотой» анфиладе. От такого объема золота захватывает дух! «Светлая галерея» Тронного зала площадью 860 кв. метров имеет вытянутую форму и охватывает всю ширину дворца. Тронный зал словно соткан из обрамленных золоченой резьбой бесчисленных окон и зеркал, создающих эффект прозрачности, легкости и перспективы с Екатерининским регулярным парком. Свод Тронного зала украшает плафон «Триумф России», а паркет блестит наборным рисунком. Стеклянные двери величавого Тронного зала приводят туристов в три Антикамеры. Белая Парадная столовая, Зеленая и Малиновая столбовые, Портретный зал, Картинный зал, Кавалерская столовая, Китайская Голубая гостиная – все в Екатерининском дворце восхищает взор, и будто оказываешься в мире иллюзий.

Янтарная комната (кабинет) – самые известные апартаменты Большого Екатерининского дворца, входящие в анфиладу парадных залов. Часть янтарных мозаик была изготовлена в начале 18 века в Пруссии, подарена Петру I, а в 1755 году перенесена в Царское Село. Во время Великой Отечественной войны все наряды Янтарной комнаты были вывезены немцами в Германию в замок Кенигсберг. С 1979 года в Санкт-Петербурге по эскизам реставраторов стартовала программа воссоздания ее уникальных мозаичных панно и медальонов из янтаря. Возродившаяся Янтарная комната была открыта к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь все было сделано с нуля. В едином тандеме сошлись научные достижения, творчество декораторов, талант резчиков по камню и мастерство художников. Шесть тонн янтаря сотворили чудо и превратили Янтарную комнату в ювелирный шедевр. Легенды и мифы об ее экспонатах ходят до сих пор.

Екатерининский парк. Фото.

Прогулка по Екатерининскому парку Царского Села – это экскурсия в имперское прошлое России. Разнообразие стилей садово-паркового искусства менялось в зависимости от времени, моды и вкусов его венценосных хозяев. Регулярный парк перед Екатерининским дворцом в стиле французских регулярных садов с разбитыми партерами – ранний памятник Царскосельского ландшафта. Планировка регулярного парка заканчивается у Грота и Камероновой галереи. В парадных подъездах и аллеях регулярного парка гостей встречают бюсты богов и мраморные статуи античности. Императрица Елизавета Петровна в середине 18 века повелела оформить парк 60 статуями. Скульптуры «Галатея» и «Амфитрида» стали неотъемлемой частью Царскосельского паркового ансамбля. Фантазия и упорство зодчего Растрелли воздвигла в парке бирюзовые павильоны «Эрмитаж», напоминающий сказочную золотую игрушку, и «Грот» в духе таинственной морской пещеры.

При Екатерине II создавался парк в английском стиле. Новые павильоны в классическом стиле дополнились неповторимыми пейзажами с декоративными мостиками, романтическими каскадами, системой каналов, Китайской деревней, Скрипучей беседкой. Здесь появилось гидротехническое сооружение Большое озеро – пруд, берега которого украсили Турецкая баня и Мраморный мост, Адмиралтейство. Павильон «Зал на острову» и Чесменская колонна со скульптурой орла архитектора А. Ринальди (1776 год) украшают середину Большого пруда.

Одной из наиболее известных достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга является Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине. Его жемчужина - Екатерининский дворец. Это место каждый год принимает огромное количество туристов. Ведь побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть его самого знаменитого дворца - большое упущение для гостя города. Позвольте немного рассказать вам о Екатерининском дворце. Уверена, что виды дворца и его знаменитых залов вдохновят вас на посещение этого места.

Немного истории

Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери I, Елизавете Петровне.

С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца был приглашен Ф.Б. Расстрелли. Он приступил к работе в 1756 году. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.

Дворец встречает своего посетителя золоченой решеткой парадных ворот. Фасад выполнен с особым шиком в стиле барокко. Лазоревая лента в сочетании с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, фигурами атланов - это визитная карточка дворца. Он неповторим! Роскошь и великолепие здания оставляет непередаваемые ощущения трепета и восхищения. Екатерининский дворец в Царском селе, будучи официальной резиденцией российских монархов, принимал самые пышные балы и маскарады. Здесь же, в северном флигеле дворца, расположена Дворцовая Воскресенская церковь. Рядом соединен аркой корпус Царскосельского лицея, о котором можно прочитать . Вокруг парадного плаца располагаются служебные корпуса - циркумференции.

Парадные залы Екатерининского дворца

Первое что вас встречает - это Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.

Лестница украшена скульптурами "Просыпающийся Амур", а с противоположной стороны - "Спящий Амур". Стены и перекрытия украшены резной лепниной. На потолке картины "Суд Париса","Юпитер и Каллисто" и "Эней и Венера". Первые две были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Третью подарил музею житель Ленинграда.

Лестница ведет своих посетителей в залы дворца.

Большой зал

Первый зал, в который вы попадаете, оставляет самые волнующие впечатления, ведь вы оказались в Большом зале дворца. Его также называли Светлой галереей - самое большое помещение. Он был предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал и сегодня поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг - от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.

Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.

При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал оку тан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур. Здесь хочется вспомнить и напеть несколько нот из вальса и танцевать, кружиться в такт музыке.

На балу в Екатерининском дворце гости с нетерпением ожидали появления императрицы. И, когда двери зала открывались, взгляд их поражала золотая парадная анфилада двор ца, протянувшаяся вдоль всего здания. Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.

Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф. -Б. Растрелли, воплощенный в Екатериниском дворце. Мы много слышали о балах и маскарадах того времени, когда гуляния начинались с вечера и продолжались до самого утра. Пышное убранство дворца производило неизгладимое впечатление на иностранных гостей.

Известный факт, что императрица Елизавета Петровна была непревзойденной модницей. Она запрещала появляться на балу в одном и том же костюме два раза. У самой императрицы насчитывалось около 15 тысяч платьев в гардеробе. Балы проходили с большим размахом. Ее придворным приходилось соответствовать во всем.

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом располагается Кавалерская столовая. Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как "охотничий натюрморт".

Картинный зал

В Картинном зале Екатерининского дворца собраны работы наиболее известных и талантливых западноевропейских художников XVII-XVIII вв. Особое место занимает картина "Полтавская битва", сделанная по заказу I. Помещение было предназначено для дипломатических встреч и приемов. Оформлением его занимался уже выше упомянутый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Картины подбирались по размеру и по сочетанию цветов, чтобы составить в итоге единую мозаику, покрывающую все стены зала. В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.

Арабесковый зал

Арабесковый зал - один из любимых парадных залов Екатерины Великой. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд. Сдержанность, изысканная простота в деталях - отличительная черта комнаты.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные "столбы" украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.

Малиновая Столбовая использовалась для проведения настольных игр.

В Зеленой Столбовой ранее находилась буфетная. Здесь хранилось столовое серебро и фарфор.

Портретный зал

В Портретном зале дворца находятся ка ртины с парадными изображениями императорских особ. Здесь же представлено самое известное изображение Императрицы Екатерины I в ее парадном наряде и с лентой Андрея Первозванного, а также парадные портреты Натальи Алексеевны (cестра I), Императрицы Елизаветы Петровны, Императрицы Екатерины II.

Янтарная комната

Восьмое чудо света - так её называют.Она должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I. Янтарная комната заняла свое законное место не сразу.

Изначально янтарными панно была украшена комната в Зимнем дворце. Только после того, как императрица Елизавета Петровна затеяла перестройку дворца, панно перевезли в Царское село. Их бережно занесли на руках во дворец, в отведенное для них помещение. Чтобы комната б ыла полностью наполнена нежным золотым цветом, архитектор Ф. Б. Растрелли применил уже опробованный иллюзорный эффект с зеркалами. Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.

Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной Войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной версии, в Кеннигксберг. По другой, комната была спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.

Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Работы по восстановлению дворца и интерьеров еще продолжаются. Часть комнат восстановлена, но еще многое необходимо собрать буквально по крупицам. Архитекторы скрупулезно, с помощью снимков и документов, составляют макет (деревянную модель), а позолотчики покрывают сусальным золотом каждый элемент декора. Над каждой деталью интерьера кропотливо трудится целый штат профессионалов. Их труд сложно переоценить.

Когда посетить

Когда же лучше посетить Екатерининский дворец в Царском селе? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Посещая его летом, вы можете любоваться видами дворца и парка, его широкими аллеями и видом Большого озера. Конная прогулка с экипажом, на электромобиле по парку или на гандоле по Большому озеру сделают посещение Царского села незабываемым. Но летом посетителей так много, что вам придется пожертвовать своим временем стоя в очереди, чтоб попасть во дворец. Это может длиться и 20, и 40 минут. Поэтому многие советуют посещать дворец зимой, а парк - летом.

На мой взгляд, самая прекрасная пора для посещения - это ранняя осень. Период "бабьего лета" в Царском селе так любили многие писатели и поэты. Осеннее солнце еще по-летнему теплое. Листва на деревьях поражает буйством красок и сочетаний. Уже не так жарко и душно как летом, но и не холодно и дождливо, как осенью или зимой. Красота осеннего убранства деревьев ни чуть не уступает красоте дворца, а дополняет его.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. я д. 7.

Добраться до музея можно несколькими способами:

  • От Витебского вокзала идет электропоезд до станции "Царское Село". Стоимость била составит около 40 рублей. Время в пути 30 минут. Дальше до музея можно доехать на маршрутном такси №371, 377, 382 или на автобусе № 371, 382. Можно дойти пешком. Это займет примерно 30 минут.
  • От станции метро Московская идут маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена за "поющими фонтанами" у Дома Советов. Время в пути составит менее часа в зависимости от пробок. Стоимость поездки около 40 рублей.
  • Автобус №187 следует до ж/д вокзала в г. Пушкин. Время в пути составит примерно 75 минут. Стоимость проезда - 30 рублей. От вокзала можно пересесть на маршрутные такси или автобус до музея.
  • От станции метро Купчино идут маршрутные такси №№ 545, 286, 287, 347, автобус №186. Время в пути менее часа. Стоимость проезда 40 рублей.

На мой взгляд, наиболее удобный способ добраться до музея - сесть на маршрутное такси у станции метро Московская, быстро и комфортно добраться до музея.

Режим работы и цены

Режим работы дворца: 10.00 - 18.00. Касса работает до 16.45.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Для того чтобы попасть во дворец, в период с апреля по октябрь вам необходимо купить билет в парк.

Стоимость взрослого билета - 120 р.

Для учащихся школ, студентов, военнослужащих, курсантов, членов союзов архитекторов, художников, дизайнеров России - 60 р.

Для пенсионеров РФ и Республики Беларусь - 30 р.

Для посетителей моложе 16 лет - бесплатно.

Надеюсь, мой обзор был интересен и полезен. Уверена, вы получите самые приятные эмоции от посещения музея и будете возвращаться туда снова и снова!

Екатерининский дворец до сих пор поражает своими масштабами, великолепием и красотой. За годы многовековой истории во дворце сменилось не одно поколение царственных особ, в оформлении и постройке участвовало множество великих архитекторов.

Санкт-Петербург, Екатерининский дворец. Начало истории

В начале XVIII века в том месте, где позже был сооружен шикарный дворец, существовало финское селение, именуемое Саарская мыза. В 1710 году эти владения были подарены Петром I своей будущей жене Екатерине (Марте Скавронской).

После основания в 1703 году Петербурга резиденцией царя считался Петергоф, который расположен на берегах Финского залива, построен он был в 1710 году. Но на протяжении многих столетий все наследники трона больше любили Екатерининский дворец в Царском Селе и большую часть времени проводили именно там. Дворец стал настоящей парадной резиденцией.

В 1717 году Екатерина начинает строительство дворца. К строительству был привлечен немец архитектор Браунштейн. В то же время он занимался архитектурным ансамблем в Петергофе. Завершились работы по строению в 1724 году, по этому случаю был организован большой праздник. «Каменные палаты» - именно так называла свой двухэтажный особняк

Реконструкция дворца при Елизавете

Стала новой владелицей дворцовых палат в 1741 году. По её указанию в конце 1742 года архитектор Земцов начинает перестройку дворца, но скорая его смерть не дает осуществить задуманное. К работе после привлекались такие видные архитекторы, как Квасов А. В., помощник его Трезини, в 1745 году - Чевакинский С. И.

В 1752 году к работе привлекли великого архитектора Растрелли. Елизавета решила полностью изменить облик дворца, поскольку сочла его маленьким и старомодным. Именно после этой грандиозной реконструкции, которая длилась четыре года, появился на свет красивейший, современный Екатерининский дворец, удивляющий нас своим великолепием и сегодня. Презентация иностранным гостям и вельможам состоялась 30 июля 1756 года. Грандиозное сооружение длиной 325 метров поразило гостей своими масштабами и величием.

Красота и прелесть Екатерининского дворца

На сегодняшний день для каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург, Екатерининский дворец стоит в списке достопримечательностей на первом месте. Чем так удивил при открытии гостей этот шикарный дворец и удивляет до сих пор?

Выполнено было здание в стиле барокко. Огромные размеры, как уже упоминалось: длина дворца тянется вдоль линии сада и составляет 325 метров, красота, величие, неповторимость архитектуры никого до сих пор не оставляют равнодушными.

Фасад выполнен в лазоревом цвете, белые колонны, золотой орнамент придают дворцу торжественный вид. Особое очарование фасада здания подчеркнули фигуры атлантов, лепные украшения. Северный корпус дворца увенчали пять золоченых южный корпус имел парадное крыльцо, а также шпиль с многоконечной звездой. При Елизавете здание дворца стало трехэтажным, в то же время на воротах, украшениях дворца появился знаменитый вензель в виде «Е I».

Не менее привлекательны и внутренние апартаменты, выстроенные по проектам Растрелли. Парадные расположились по всей длине дворца. Вся Парадная анфилада была расписана золоченой резьбой.

Тут же, рядом с Воскресной церковью расположился В нем учились одаренные дети, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин. В его честь в советские времена и было переименовано Царское Село.

Екатерининский дворец в Петербурге

В конце XVIII века Екатерина увлеклась античной архитектурой. Екатерининский дворец в Царском Селе при пережил окончательную реконструкцию. Для проведения работ она наняла знатока античности - архитектора из Шотландии Чарльза Камерона. Именно он создал во дворце Синий, Серебряный кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал и Купольную столовую. Все интерьеры, создаваемые Камероном, подчеркивали утонченный строгий стиль, удивляли красотой и таинственностью отделки.

Благодаря этому же архитектору Екатерининский дворец приобрел Китайскую голубую гостиную, Парадную голубую, Зеленую столовые. Они были обустроены специально для Павла Петровича - сына Екатерины II и его высокочтимой супруги, также для них были выстроены опочивальня и официантская.

В 1817 году при Александре I архитектор Стасов создал Парадный кабинет с несколькими прилегавшими удобными для работы комнатами. Все эти помещения были оформлены в стиле, посвященном прославленной победе в войне с великим императором Наполеоном.

1860-1863 годы Екатерининский дворец пережил, пожалуй, последний крупный этап по реконструкции и перестройке. Занимался работами архитектор Монигетти. Парадная лестница дворца была представлена в стиле «второе рококо».

Вплоть до 1910 года Екатерининский дворец именовался как Большой Царскосельский.

Экскурсия по дворцу

Перед каждым, кто посещал Царское Село, Екатерининский дворец представал как чудо света. Минуя современные привычные интерьеры (турникеты, сувенирные лавки, кассы), туристы непременно оказываются в Большом или Тронном зале. Размеры его весьма впечатляющие: длина - 47 метров, ширина - 18. Этот зал самый большой среди всех питерских дворцов. Живописный плафон, закрывающий весь потолок демонстрирует аллегории Изобилия, Мира, Мореплавания, Победы и Войны, Искусства и Науки. Оформленный в художественном стиле, паркет надолго приковывает любопытные взгляды.

Комнаты с огромными окнами, как бы объединяясь, переходят из одной в другую. Так, передвигаясь, можно посетить Серебряный, Синий кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Официантскую комнату, Опочивальню, оформленные Чарльзом Камероном. Особое внимание хочется уделить таинственной Янтарной комнате.

Янтарная комната. История создания

В 1716 году прусский король преподнес в подарок царю Петру янтарные панели, которые доставили в Петербург. Екатерининский дворец они украсили лишь только в 1755 году. Сама Янтарная комната несколько превосходила площадь панелей, и императрица Екатерина II в 1763 году заказала у немецких мастеров добавочные фрагменты для янтарного панно. Для этих целей понадобилось 450 кг янтаря. Свой окончательный шикарный вид Янтарная комната обрела в 1770 году. Огромное панно занимало три яруса. Центральное место охватывала мозаика, изображающая по аллегории пять чувств. Вся комната была уставлена тончайшей работы янтарными изделиями, над которыми трудились лучшие мастера XVII-XVIII веков.

Янтарная комната в XX веке

Хрупкие янтарные составляющие панно требовали особого бережного обращения и ухода. Во время войны это и сыграло в судьбе Янтарной комнаты роковую роль. Для наилучшего сохранения комнату во время эвакуации не тронули, она была оставлена в Екатерининском дворце. Гитлеровцы вывезли её в Кенигсберг. В годы войны Янтарная комната бесследно исчезла. Выдвигается несколько версий её исчезновения, каждая из которых кажется правдоподобной.

В 2003 году в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга была воссоздана Янтарная комната. Более 20 лет целый штат сотрудников, куда входили реставраторы, историки, химики, криминалисты трудились над возвращением шедевра в жизнь. Для работы использовался калининградский янтарь, который обрабатывали по специальной технологии. Теперь возрожденная Янтарная комната вновь доступна для посещений. Ну, а где затерялся оригинал? Тайна пока остается нераскрытой.

Знаменитый великолепный большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге, который представляет собой центральную часть огромного архитектурного ансамбля, располагается на территории Царского села. Каждый день его залы посещают несколько тысяч туристов со всего мира. Здание представляет собой императорский дворец, который ранее был резиденцией для Елизаветы Петровны, а также Екатерины I и Екатерины II на летнее время. Данная достопримечательность причислена к наследию Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Резиденция была названа в честь Екатерины I, по приказу которой она была построена. Начало строительства датировано 1717 годом. С этого момента здание несколько раз перестраивалось, на данный момент времени оно является ярким образцом позднего барокко.

После того, как турист выяснит адрес Екатерининского дворца, он, как правило, старается узнать, когда именно лучше всего его посетить. Однозначного ответа на данный вопрос просто не существует. Летом можно полноценно насладиться фасадами дворца, а также видами огромного парка, широкими зелеными аллеями, погулять у Большого озера. Большой популярностью также пользуется конная прогулка или поездка на электромобиле. По озеру можно проплыть на гандоле. Единственным недостатком летнего периода считается огромный приток гостей, поэтому чтобы проникнуть внутрь дворца туристу придется простоять уйму времени в очереди. Опытные путешественники утверждают, что парк лучше всего посещать весной или летом, а вот внутрь дворца можно попасть и зимой.

В литературе часто упоминается Екатерининский дворец осенью. Особенно прекрасным периодом поэтам казалось бабье лето. Воображение поражает буйство красок, листва на деревьях самых необыкновенных цветов сливается в единую композицию.

Действительно, осень для данных территориальных регионов считается благополучным сезоном для планирования путешествий. Таким образом, Екатерининский дворец в Питере можно посетить в середине – конце сентября, когда сезон дождей еще не начался, но солнце уже не так палит. Осеннее убранство сада смотрится также великолепно, как и его весенний вариант, однако с марта по начало мая питерская погода отличается дождливостью.

История Екатерининского дворца

Стоит отметить, что дворец пережил несколько эпох, именно поэтому его архитектура нашла свое отражение в каждой из них. Кроме того, свое влияние также оказали личные вкусовые предпочтения каждого из правителей тех времен, для которых здание являлось резиденцией. 1717 год считается годом начала строительства дворца, которое велось под чутким руководством архитектора Иоганна Брауештейна из Германии. Строение с самого начала было запланировано, как резиденция Екатерины I. Завершение строительства датируется 1724 годом. Согласно первому проектному плану здание представляло собой двухэтажное здание небольших размеров, выполненное в голландском стиле. Если просматривать фото Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге во времена разных правителей, можно заметить определенную динамику. Например, после того как Елизавета Петровна взошла на престол, она поручила известным архитекторам России не только увеличить площадь строения, но и благоустроить его.

Как гласит история, современные туристы видят Екатерининский дворец именно таким, каким он стал во времена правления Елизаветы Петровны.

1752 год также стал периодом изменений. Императрице показалось, что резиденция слишком тесна и старомодна, поэтому она поручила ее реставрацию архитектору, известному под именем Бартоломео Растрелли. Перестроечные работы длились четыре года. Изменения были грандиозными, именно после этого периода здание получило стиль Русское барокко, в котором оно сохранилось по сей день. Для позолоты отделки фасада ушло ста килограммов золота, которое также украсило статуи, расположенные по периметру кровли. Особым изяществом также отличается парковая зона, презентация которой вместе со дворцом состоялась в 1756 году. На тот момент Екатерининский дворец в СПБ произвел неизгладимое впечатление на иностранных послов и российских вельмож.

Парадные залы

Встречает туриста Парадная лестница, для изготовления которой был использован белый мрамор. Над ее созданием трудился архитектор по имени И. А. Монигетти. Это непревзойденное архитектурное творение занимает часть Китайского зала, который отличается особыми тематическими украшениями, среди которых фарфоровые блюда и вазы. Особое внимание также стоит уделить такой детали интерьера, как большой настенный барометр и часы. Лестницу украшают два Амура, один из которых еще крепко спит, а другой только начал просыпаться. Для оформления перекрытий и стен была использована резная лепнина непревзойденного качества. Потолочное пространство занимает известная картина «Эней и Венера», «Суд Париса», а также «Юпитер и Каллисто». Лестница проводит своих гостей к залам Екатерининского дворца в Пушкине фото которого можно просмотреть в сети:


Кроме того, имеется достаточно информации не только о выдающихся достоинствах достопримечательности, но и о том, как добраться до Екатерининского дворца, чтобы сэкономить свое время. Удобнее всего можно добраться до места назначения от Витебского вокзала, откуда отправляется электричка, следующая до платформы под названием «Царское Село». От станции доехать непосредственно до музея следует на автобусе № 371 либо маршрутном такси № 377.

Примечательно, что каждый отдельный зал представляет собой уникальную, полностью завершенную композицию, которая характеризуется умеренной роскошью. После того как турист поймет, где находится Екатерининский дворец, ему необходимо понять, что для экскурсии лучше всего выбрать время до обеда, поскольку она длится достаточно долго. В любом случае посетить само здание и окружающий его парк лучше двумя подходами, чтобы не упустить ни единой детали.

Аудиогид, билеты 700 руб, оплата картой.
Санкт-Петербург, город Пушкин, Садовая улица, 7
+7 812 415‑76-67, +7 812 415‑76-68

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама