THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

История

Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

Население и язык

Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

Культура и быт

Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).

В западной половине Южной Америки под линией экватора на обширных равнинах между Андами жил трудолюбивый народ, создавший большую цивилизованную империю. Цари его, называвшиеся инками, вели свой род от солнца. Рассказывали, что, сжалившись над бедственной жизнью дикарей страны Перу, солнце послало своих детей Манко Капака и его сестру, бывшую и его женою, собрать их в благоустроенное общество, научить земледелию, искусству прясть и ткать и другим ремеслам, надобным для удобной жизни.

Первыми частями страны, в которых ввели образованность Манко Капак и его сестра, были окрестности озера Титикаки, на островах которого стояли впоследствии колоссальные храмы солнца и луны, окруженные священными маисовыми полями. Народ инков ходил в эти храмы на богомолье. Севернее стоял в прекрасной долине Анд священный город Куско, защищенный удивительно крепкими стенами. Он был столицей царя инков; в нем находился великолепный храм солнца, куда также приходили на богомолье благочестивые перуанцы из всех концов царства. Подобно ацтекам , жители Перу не знали железа, но они умели сооружать громадные каменные постройки. Это были правительственные сооружения. Царь созывал народ строить их. Масса населения находилась в рабстве у аристократии, члены которой, собственно и называвшиеся инками, считались принадлежащими к одному роду. Главой этого рода был царь, сан которого переходил по наследству к старшему сыну или, если не было сыновей, то к ближайшему родственнику, имевшему отцом и матерью людей царской фамилии.

Рост империи инков в царствования различных её государей

Цари инков

Цари инков, сыновья солнца, считались священными. Они имели неограниченную власть, назначали всех правителей и судей, устанавливали налоги и законы, были первосвященниками и главнокомандующими. Вельможи, высший разряд которых составляли инки, члены царской фамилии, соблюдали в сношениях с царем формы особого благоговения. У перуанской аристократии был обряд, подобный возведению в рыцарский сан : молодой человек знатного происхождения становился перед царем на колена; царь прокалывал ему ухо золотой иглой. В торжественных случаях царь инков являлся народу в великолепной одежде, сотканной из нежной шерсти викуньи, украшенной золотом и дорогими камнями. Он часто путешествовал по государству; его несли в богатом паланкине; его сопровождала многочисленная блестящая свита.

Во всех областях государства цари имели великолепные дворцы. Любимой их резиденцией был Юкай, сельский дворец в живописной долине неподалеку от Куско. Когда царь инков «отходил в жилище своего отца», всё население империи соблюдало установленные формы траура. В гробницу царя клали драгоценные сосуды, дорогие уборы и на гробе его приносили в жертву любимых его слуг и наложниц; число этих жертв доходило, как говорят, до нескольких тысяч человек. Дорогие вещи клали также и в гробы вельмож; на их похоронах тоже приносились в жертву жены и слуги.

Общественное устройство империи инков

Вся земля перуанской империи считалась собственностью инки. Она была разделена между людьми всех сословий; величина участков была соразмерна сословным надобностям, но возделывало землю только низшее сословие. В тех селениях, которые принадлежали непосредственно правительству, третья доля всех продуктов сельского хозяйства и промышленности принадлежала царю и его фамилии; другая треть шла на содержание храмов и многочисленного духовенства; остальная треть ежегодно делилась в каждой сельской общине между домохозяевами пропорционально числу душ в семействе. Земледелие находилось под покровительством царя. Произведения сельского хозяйства и промышленности, в том числе прекрасные ткани из шерсти викуньи, хранились в царских магазинах и раздавались по мере надобности.

Налоги и натуральные повинности лежали только на простолюдинах; дворянство и духовенство были свободны от них. Простолюдин в империи инков был обязан трудиться, как рабочее животное, исправно исполнять назначенную ему работу, не улучшая тем своего положения, но был обеспечен от нужды. Народ усердно работал под надзором смотрителей, земля была превосходно возделана, рудники доставляли много серебра и золота; по большим дорогам были возведены мосты, каменные гати. Многие из этих сооружений были громадны; дороги заботливо ремонтировались; все области государства были соединены ими с Куско; по ним ходила почта.

Город инков Мачу-Пикчу

Завоевания инков

Империя инков была миролюбива. Её цари не забывали заботиться о хорошем устройстве войска, но любили покорять соседние племена не оружием, а влиянием цивилизации, промышленности, путем убеждения; в тех случаях, когда делали завоевания, они поступали с покоренными милостиво. Целью завоеваний было распространение перуанского богослужения и общественного устройства. В покоренных областях строились храмы солнца; при храмах поселялось многочисленное духовенство; земля делилась на участки, вводился перуанский порядок работ; грубые наречия покоренных мало-помалу заменялись языком инков. В тех областях, население которых упорно сопротивлялось этому влиянию, основывались многочисленные колонии инков, а прежние жители массами переселялись в другие области.

Ученые, которых называли амаута , заведовали школами и вели летописи событий посредством особого способа «узелковой письменности», называвшегося кипу . Племена, жившие около первоначально небольшого царства инков, были некогда враждебны ему, но мало-помалу слились с перуанцами в один народ, усвоив перуанский язык и покорившись порядкам, введенным у них инками.

Образец «узелкового письма» кипу

Служение солнцу

Служение солнцу в империи инков было великолепно и почти совершенно чисто от человеческих жертвоприношений; они производились лишь изредка и в небольшом размере. Обыкновенно приносились солнцу только животные, плоды, цветы, благовонные курения. Людоедство исчезло у перуанцев. Главною пищею их были маис, бананы и кассава; из молодых стволов маиса они приготовляли опьяняющий напиток, который очень любили. Другим любимым их наслаждением было жевать листья коки, производящие действие, подобное опиуму.

В храмах солнца горел вечный священный огонь, который поддерживали девы солнца, жившие подобно монахиням. Их было очень много. Некоторые из них удостаивались чести поступать в число жен царя-инки. Царю и вельможам было позволено многоженство; но, кажется, только одна жена считалась законной.

Империя инков перед появлением испанцев

Такова была империя инков, когда приплыли испанцы во главе с Писарро , чтобы поработить его. Они дивились заботливо возделанным нивам перуанцев, прекрасным изделиям их промышленности, хорошо построенным домам, имевшим обычно лишь один этаж, для предотвращения вреда от землетрясений, но обширным и удобным; дивились огромным великолепным храмам, прочным стенам крепостей; видели народ трудолюбивый, воздержный, безропотно повинующийся законам, которые считались постановлениями божества.

Теократическое устройство придавало государству характер организма, в котором все происходит по закону необходимости; каждому перуанцу было определено его место в той или иной касте, и он оставался в ней с покорностью судьбе. Простолюдины жили по правилам, наложенным на них высшими кастами, но за недостаток свободы были вознаграждены обеспеченностью от нужды.

Происхождение и история племени инков

В течение позднего промежуточного периода (1000–1483 гг.) малые племена – предшественники инков – обитали в районе Куско. Инки были всего лишь одной из многочисленных местных групп населения. Несмотря на то что сведения о хронологии и развитии региона Куско неполны, в стилях местной керамики можно распознать некоторые из основных стадий перуанской археологии. Свидетельства влияния Уари обнаружены на самом юге долины, в Пикильакте, приблизительно в 30 километрах южнее Куско. Однако в районе самого Куско нет следов архитектуры или керамики Уари. Предполагается, что в среднем горизонте он не был постоянно населен. Основной стиль гончарных изделий, распространенный в период, предшествующий эпохе Империи инков, в целом называется кильке, и разновидности этого стиля встречаются повсюду между Сан-Педро-де-Кача и Мачу-Пикчу. Местное происхождение инков доказывается тем, что стиль кильке сродни характерному стилю инков периода их империи.

На холмах были найдены частично сохранившиеся сооружения – поселения позднего промежуточного периода, в которых просматривается некоторая попытка придерживаться общего плана. Для этого периода характерны круглые и квадратные строения, мало схожие с домами Пикильакты. Испанские завоеватели слышали от инков, что до того, как те стали господствовать, народы сьерры (гор) были очень разнообразны и неорганизованы и селились в труднодоступных местах, потому что постоянно находились в состоянии войны друг с другом.

Письменные сообщения о раннем периоде правления инков – примерно между 1200-м и 1438 гг. – представляют собой весьма недостоверные исторические свидетельства. Этот период охватывает время от основания династии инков и вплоть до 1438 г., когда Империя инков уже оказалась самым значительным государством в Андах.

В мифах о происхождении говорится, что инки первоначально состояли из трех исходных родовых групп, объединенных под водительством Манко Капака, легендарного основателя династии. Эти мифы повествуют о том, как инки искали плодородную землю и нашли ее в долине Куско и как осваивались на этой земле.

По прибытии в Куско инки столкнулись с сопротивлением и были вынуждены обосноваться поблизости, пока не отвоевали участок, где позже построили прославленный храм Солнца, Кориканча. Власть Манко Капака распространялась только на коренных уроженцев местности Куско. Второй и третий после него вожди инков, Синчи Рока и Льоке Юпанки, имели репутацию миролюбцев, тогда как четвертый, Майта Капак, возбудил к себе неприязнь, и в результате поднялось восстание среди жителей самого Куско.

Пятый, шестой и седьмой вожди инков захватили небольшие территории в прилегающих районах. В течение этого раннего периода ни инки, ни их соседи не проводили организованных завоеваний, однако периодически совершали налеты на селения соседей, когда возникала опасность, что их жители начнут отстаивать свои права, или когда у них, по всей видимости, было что грабить.

Инка Виракоча, восьмой правитель династии инков, был первым, кто принял титул Сапа Инки (Единственного, или Верховного Инки). Он положил конец локальным завоеваниям, сформировав относительно небольшое, но могущественное государство. В конце его правления создалось положение, критическое для инков, поскольку региону Куско угрожала опасность с трех сторон. На юге сильными противниками были племена колья и лупака, но они враждовали друг с другом, и инки могли сосредоточить свое внимание на западе и северо-западе, где обитали племена кечуа и чанка. Инки были в дружеских отношениях с кечуа, могущественным народом, своего рода буфером между инками и грозным племенем чанка. Оно становилось все сильнее и уже захватило провинцию Андауайльяс, которую прежде занимали кечуа, поселившись на ее территории. Предвидя неизбежное столкновение в будущем с могущественными чанка, Инка Виракоча упрочил положение своего народа, взяв в жены дочь вождя племени анта, ближайших соседей на северо-западе, и заключив союз с кечуа.

Когда чанка добрались до инков, Виракоча был уже стариком, а в народе было сильное убеждение в непобедимости чанка. Виракоча и его наследник, Инка Уркон, судя по всему, попросту бежали из Куско вместе со своей свитой. Однако положение спасла другая группа инкской знати и военачальников, возглавляемая Юпанки, еще одним сыном Инки Виракочи, который созвал под свои знамена столько воинов, сколько смог, и успешно защитил Куско. Затем чанка были разгромлены в ряде сражений, и оказалось, что инки выиграли борьбу за власть и стали безраздельно господствовать в горах. После этих событий Виракоча оказался не у дел, а Юпанки провозглашен Пачакути. Он сохранил за собой власть и короновался как правитель инков.

Поздний инкский период, или период империи, начался с правления Инки Пачакути Юпанки в 1438 г. и закончился с испанским завоеванием в 1532-м. История инков этого периода гораздо более достоверна, чем предшествующая. О царствовании правителей-инков и о военной экспансии империи, распространившейся на всю территорию Анд (см. рис. 3), существует вполне достоверная информация.

Рис. 3. Территория Империи инков с указанием областей, аннексированных в результате войн позднего инкского периода (по Дж. Роуву)

Инка Пачакути закрепил предшествующие завоевания и новые союзы, выделив новым подданным земли близ Куско и дав им возможность участвовать в заново создаваемой административной структуре Куско с правом называть себя инками. Затем он приступил к разработке реформ, благодаря которым новые провинции должны были интегрироваться в растущее государство.

Правитель инков начал военную кампанию для присоединения земель племени урубамба, расположенных западнее территорий кечуа и чанка, и южных земель вплоть до озера Титикака. Добившись военного успеха, но осознав острую необходимость создания новой эффективной системы управления, Инка Пачакути счел за благо постоянное пребывание в столице, передав командование войсками своему брату Капаку Юпанки, которому приказал двигаться на север и покорить территории в четко определенных и ограниченных пределах – видимо, до самого Уануко. Осложнения возникли после успешной кампании, когда индейцы из племени чанка, которых Инка Пачакути принял в свою армию, дезертировали около Уануко. Преследуя чанка, Капак Юпанки вышел за строго оговоренные границы, потерял беглецов, а затем – вероятно, надеясь вернуть благосклонность Инки Пачакути – атаковал и захватил Кахамарку, наиболее могущественное владение в северных горах. Оставив там небольшой гарнизон, Капак Юпанки возвратился в Куско и здесь был казнен – за превышение полномочий и за то, что позволил чанка уйти.

Жестокое наказание, постигшее Капака Юпанки, станет понятнее, если взглянуть на ситуацию с точки зрения Инки Пачакути. Кахамарка была важной провинцией и входила в союз с прибрежным государством Чиму, растущим, мощным и чрезвычайно хорошо организованным – оно представляло единственное препятствие экспансии инков на север. В то время Пачакути не был готов сразиться со всей армией Чиму и потому опасался их возможного нападения на незначительный гарнизон, оставленный в преждевременно захваченной Кахамарке. Кроме того, Капак Юпанки, в связи со своим очевидным успехом, мог пробудить ревность Инки Пачакути.

Инке Пачакути пришлось сначала самолично выступить в поход для подавления восстания на юге, в бассейне озера Титикака, прежде чем он вновь смог обратить свое внимание на север. По его воле Инка Топа, его сын и наследник, возглавил армию и повел ее в поход по нагорьям до самого Кито. Затем, достигнув побережья нынешнего Эквадора, Инка Топа повернул свою армию на юг, приблизившись к стране Чиму оттуда, откуда они меньше всего его ожидали. Он успешно покорил все северное и центральное побережье до самой долины Лурин. Вскоре после этой великой кампании Инка Топа предпринял другую, чтобы подчинить долины южного побережья от Наска до Мала. Пока Инка Топа расширял империю, Инка Пачакути оставался в Куско, налаживая административную структуру и перестраивая Куско в столицу, соответствующую имперскому масштабу.

Инка Топа стал правителем примерно в 1471 г. Он только начал кампанию в восточных лесах, когда колья и лупака подняли восстание на юге – серьезная угроза, с которой необходимо было справиться как можно быстрее. После успешного подавления мятежа Инка оккупировал территорию Боливии и Чили, проникнув на юг вплоть до реки Мауле, которая с тех пор оставалась южной границей империи.

После завершения восточной экспедиции Инка Топа, подобно своему отцу, основательно осел в Куско, вплотную занявшись формированием империи, перестраивая и делая более гибкой административную политику, чтобы она подходила для множества новых племен и провинций, ныне объединенных под одним правлением. Возможно, именно этот Инка расширил понятийную систему инков за счет некоторых представлений чиму, поскольку именно он убедил многих знатных людей и ремесленников чиму перебраться на жительство в Куско.

Инка Топа умер в 1493 г., и ему наследовал его сын Уайна Капак. Этот Инка подавил несколько восстаний и присоединил к империи новые земли чачапойяс и мойобамба, а также территорию к северу от Кито, где он установил пограничные знаки вдоль реки Анкамайо (сегодняшняя граница между Эквадором и Колумбией). Его заслугой также стала полноценная интеграция территории Эквадора в империю и возведение новых городов наподобие Томебамбы, где он сам жил в течение длительного времени. Перед своей смертью в этом городе – он скоропостижно скончался от чумы – Уайна Капак узнал, что на побережье видели неких странных бородатых людей (это была первая экспедиция Писарро).

В течение пяти лет, которые осталось просуществовать Империи инков, два сына Уайны Капака, Атауальпа и Уаскар, вели гражданскую войну за власть. Войну выиграл Атауальпа, и он как раз готовился к официальной коронации, когда в 1532 г. вновь появились испанцы (см. главу 10).

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ Происхождение и история Литургии.

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Династия инков 1. Манко Капак2. Синчи Рока3. Льоке Юпанки4. Майта Капак5. Капак Юпанки6. Инка Рока7. Яуар Уакак8. Виракоча Инка – Инка Уркон9. Пачакути Инка Юпанки (1438–1471)10. Топа Инка Юпанки (1471–1493)11. Уайна Капак (1493–1525)12. Уаскар (1525–1532); Атауальпа (1532–1533); Топа Уальпа (1532)13. Манко

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Божественное происхождение инков Но и сами инки должны были откуда-то появиться. Невозможно полностью игнорировать места, которые фактически являлись колыбелью цивилизации, предшествовавшей их собственной, например аймара. По легендам индейцев, на острове в озере

Из книги Балты [Люди янтарного моря (litres)] автора Гимбутас Мария

Реальная история инков Официальная история начинается с первого Манко Капака, который, как говорят, поселился в долине Куско. В действительности он вытеснил тамошних обитателей, однако названия их тотемов нашли свое отражение в различных частях растущего города,

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ЯЗЫК Dievas dave dantis, dievas duos duonos (лит.) Devas adadat datas, devas datdat dhanas (санскрит) Deus dedit dentes, deus dabit pan?m (лат.) Бог дал зубы, Бог даст хлеб (русская) После открытия санскрита в XVIII веке перед исследователями, занимающимися происхождением балтов, открылись новые

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Чудеса естественного ума автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Из книги Повседневная жизнь египетских богов автора Меекс Димитри

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том IV автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Православно-догматическое Богословие. Том I автора Булгаков Макарий

Из книги автора

§83. Происхождение и история катакомб Катакомбы Рима и других городов открывают новую главу истории церкви, которая лишь недавно была извлечена на свет из–под земли. Их обнаружение стало для мира таким же поучительным и важным открытием, как и обнаружение давно

Из книги автора

Мифологическое происхождение и история религии бон Согласно бонской мифологической литературе, выделяются "три цикла распространения" бонской доктрины, происходивших в трех измерениях: на верхнем плане богов, или Дэвов (лха), на среднем плане человеческих существ (ми) и

Из книги автора

Глава первая Происхождение, судьба, история Боги в представлениях египтян существовали не всегда. Религиозные тексты не раз возвращаются к мысли о том, что они могли рождаться и умирать, что время их жизни и бытия мира имело начало и конец. Если сюжет сотворения мира дошел

Из книги автора

Из книги автора

§79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ. Хотя все люди происходят, таким образом, от прародителей путем естественного рождения: однако же, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал

Существует очень мало источников информации относительно истории инков - древней индейской цивилизации. Большая часть сведений исходит от испанских конкистадоров и миссионеров. Филиппо Уаман Пома Де Аяало - художник инков XVI века оставил один оригинальный и бесценный документ - это рисунки и хроники, дающие подробное описание общества инков. Понимая, что его мир может исчезнуть, Уаман Пома описал все его великолепие. Это была работа всей его жизни. Он намеревался подарить ее королю Филиппу II, в надежде, что монарх увидит свою колонию в ином свете и изменит свое отношение к ней.

В его работе он также описал образ жизни андских народов до прихода инков - индейцы вели суровый и сложный образ жизни, они были практически дикарями. Но все изменилось с появлением существа, которое было получеловеком, полубогом - сына Инти, сына Бога. Его имя - Манко Капак. Он назвал себя «инка» и принес в свой мир цивилизацию.

Он научил людей возводить города и возделывать землю. Под его руководством мир инков начал процветать. Его жена Манко Капака Оклло научила женщин ткать.

Таким был мир инков, где одно имя принадлежало и правителю, и его народу.

Спустя 100 лет после становления империи инков, в XV веке, это государство, располагавшееся на территории Перу, Боливии и Эквадора, прекратило свое существование. Однако об этом чуть позже... В статье будет рассказано о том, кто такие инки.

Зарождение цивилизации

По легенде Бог солнца Инти создал предков правителей инков. Это были 4 брата и 4 сестры, которые вышли из пещеры Тампу-Токко. Их предводителем был Айяр Манко, который нес в руках золотой посох. Он должен был отыскать место, где посох войдет в землю, что будет являться знаком плодородной почвы.

После долгих странствий Айяр Манко со своими братьями и сестрами пришли в долину Куско, где посох наконец-то вошел в землю.

Победив воинственных местных жителей, братья и сестры основали столицу империи инков. Айяр Манко стал называть себя Манко Капак, что означает "правитель инков". Он стал первым Саппа Инка (верховным вождем).

А все ли было именно так?

Этнологи национального центра научных исследований не до конца уверены в историческом существовании первых восьми инков. Скорее, это были мифические персонажи. В связи с тем, что все ныне доступные сведения об инках тесно связаны с их эпосом.

Каждая семья правителей инков имела свои традиции, подобные африканским. Каждое поколение правителей излагало историю по-своему.

Знаменательный период в истории инков связан с правителем Пачакути. Помимо прочего, он был величайшим религиозным реформатором. В период его правления народ инков стал намного меньше зависеть от верховных жрецов солнечной религии.

Время Пачакути

В XII веке Анды населяло огромное количество разных народов и постоянно враждующих между собой племен. Пачакути хотел создать империю, которая бы объединила все андские народы. Его имя, которое означает «меняющий мир», прекрасно характеризует его стремления.

Он объединил племена вокруг города Куско и его цели стали реальностью.

В начале XV века империя инков подверглась вооруженному нападению племени Чанка. Под угрозой оказался город Куско. Пачакути взял на себя командование войском и сумел отразить нападение и, вдохновленный победой, начал военную экспансию.

Пачакути захватил территорию в районе озера Титикака и расширил на Севере владения империи инков Тауантинсуйу вплоть до района Кохамарки.

Несколько слов об укладе жизни

Кратко культуру инков отражает их быт. Когда инки порабощали народы, они одаривали местных правителей особыми подарками - женщинами и различными диковинами. Таким образом, они делали его в какой-то мере признательным, оставляли в долгу. В обмен на эти дары вожди должны были выплачивать инкам дань или выполнять для них различные виды работ. С этого момента они вступали в отношения, которые исторически называются вассальной зависимостью. Это мог быть принудительный труд, который назывался «мита», либо неравный обмен, называемый «айне».

Эта система взаимоотношений с захваченными племенам стала одной из главных сторон могущества инков.

Создание упорядоченной системы в столь широких масштабах на территории одного из самых больших горных массивов планеты - было нелегкой задачей. Инкам необходимо было создать коллективный труд, товарообмен, систему управления и обеспечить безопасность. Все это было бы невозможным без строительства дорог.

Нет никаких сомнений, что инки уже знали, что такое колесо. Однако горные ландшафты не подходил для использования колесного транспорта. Даже сегодня большая часть путешествий в Андах совершается пешком. Но инки покорили горные вершины, создав развитую сеть путей сообщения. Они возводили мосты в мире, который буквально висели между небом и землей.

Несколько слов о правлении Саппа Инка

Власть инков, как и любая другая власть, требовала воздействия на сознание людей. И величественный город Мачу-Пикчу, как считают этнологи, это лишь часть образа власти. Например, правителю нельзя было смотреть в лицо. Его образ всегда был связан со священными ритуалами. Он почитался, как сын Солнца и был настоящей святыней для народа.

Власть правителя увековечивалась после его смерти, когда он присоединялся ко всем богам и сам становился Богом. Хроники Уамана Пома описывают понимание инками жизни после смерти. Они верили, что человеческая жизненная сила не исчезает после смерти. В их представлении предки могли оберегать живущих на земле.

Столица империи

В самом сердце Анд, на высоте более 3-х тысяч метров, находился город Куско - столица империи инков. В 1534 году он был практически стерт с лица земли испанскими захватчиками. Город Куско - политический и духовный центр империи инков.

Помимо Куско существовало нескольких административных центров, в империи инков было не так много городов. Большая часть территории - маленькие поселки, где инки жили и работали на плантациях. Сельское хозяйство было центральным звеном их экономики.

Ритуалы

Чтобы разобраться, кто такие инки, стоит обратиться к их эпосу.

В хрониках у Мана Пома одна из глав посвящена довольно странному ритуалу - капакоча. Во время некоторых событий, таких, как солнечное затмение, извержение вулкана или эпидемии, чтобы заслужить милость духов, в жертву приносили детей. Случалось и такое, что это были дети вождей племени.

Капакоча было важной частью политического и религиозного культа в Куско.

Система счета

Хотя у инков не было письменности, для записи чисел и, возможно, другой информации они пользовались системой узелков и веревочных сплетений, которая называлась кипу. Благодаря десятичной системе исчисления налогообложение подданных было упорядоченным и эффективным.

Налоги в виде продуктов питания собирались по всей империи и складывались в кольпос. Эта система обеспечивала населению приемлемые условия жизни и было важным аспектом в контроле над экономикой империи.

Они проживали на больших высотах, где каждые 5-6 лет могло не быть урожая, поэтому им просто необходимо было делать запасы.

Взамен империя обеспечивала безопасность, поддерживала инфраструктуру и снабжала жителей средствами к существованию. Для этого везде были построены большие склады с товарами первой необходимости. Такие кольпосы существовали в каждом регионе.

А теперь вернемся к разделу земель

Сын Почакути - Тупак Инка - продолжил завоевание новых территорий и в 1471 году стал правителем. К концу его правления империя простиралась по всей Западной части Южной Америки. Он показал жителям соседних племен, кто такие инки.

В 1493 году правителя сменил его сын Уайна Капак. Войны нового правителя на дальних рубежах повысили уровень недовольства в империи.

В 1502 году, одержав победу в гражданской войне, армия Атауальпа столкнулся с захватчиками из Европы. И хотя инки превышали по численности европейцев, Франсиско-Писарро с небольшим отрядов конкистадоров полностью разбил их огромную армию. При помощи ружей и лошадей, которых инки еще никогда не видели, испанцы одержали победу. Атауальпа был взят в плен и спустя год убит.

Однако, по мнению историков, это не единственная причина падения империи. В то время она находилась в процессе раздробленности и войн, что и стало главной причиной краха.

Великий расцвет империи инков был практически также быстротечен, как и ее падение. И теперь, к сожалению, узнать, кто такие инки, мы можем из немногих источников, сохранившихся до наших дней.

Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на южноамериканском континенте. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик и покорившую множество народов.

Сами Инки свою империю называли Тауантинсуйу (Четыре стороны света), потому что из Куско в разных направлениях выходили 4 дороги.

Индейцы своего правителем называли Инка, что значит «повелитель», «король». Потом «Инками» стали называть всех представителей властвующего класса, а с вторжением завоевателей — и все индейское население империи Тауантинсуйу.

Создание Великой империи Инков

Благодаря находкам археологов, очевидно, что цивилизация Инков возникла в 1200-1300 гг. В конце XI века из-за засухи, свирепствующей в Андах более 100 лет, соседние, более сильные племена утратили свою мощь в схватках за воду и пищу.

Окрыленные успехом, правители инков обратили взоры на изобильный край — просторное плато с . И Пачакутек-Инка-Юпанки, один из великих правителей Инков, в XV веке предпринял военный поход на юг.

Население приозерных государств составляло около 400 тысяч человек. Склоны гор пронизаны золотыми и серебряными жилами, на цветущих лугах паслись тучные стада лам и альпака. Ламы и альпака – это мясо, шерсть и кожа, то есть военные пайки и обмундирование.

Пачакутек покорял южных правителей одного за другим, раздвигая границы своих владений, ставших одной из крупнейших империй планеты. Численность подданных империи достигало около 10 миллионов человек.

Победы на военном поприще стали лишь первой стадией на пути к могуществу, после воинов к делу приступили чиновники, строители и ремесленники.

Инки: Мудрое правление

Если в какой-то провинции Инков вспыхивало восстание, правители предпринимали переселение людей: переселяли жителей отдаленных деревень в новые города, расположенные возле выстроенных дорог. Им приказывали строить вдоль дорог склады для регулярных войск, которые заполнялись подданными необходимым провиантом. Правители Инки были гениальными организаторами.

Цивилизация Инков достигла небывалого расцвета. Каменотесы возводили архитектурные шедевры, инженеры превращали разрозненные дороги в единую систему, связующую все части империи. Создавались ирригационные каналы, на склонах гор разбивались земледельческие террасы, там выращивали около 70 видов культур и закладывали в хранилища значительные запасы провизии. Наместники прекрасно овладели инвентаризацией: они были в курсе содержимого каждого хранилища огромной империи, ведя учет, используя кипу — аналог компьютерного кода инков – связки разноцветных нитей с особыми комбинациями из узелков.

Властителями Инки были довольно суровыми, но справедливыми: покоренным народам они позволяли сохранять свои традиции. Главной общественной единицей являлась семья. Каждая группа из 20 семей имела вожака, который подчинялся вышестоящему, возглавлявшему уже 50 семей, и так далее — до Правителя Инки.

Общественное устройство цивилизации

Империя Инков имела такое общественное устройство: здесь все работали, за исключением самых юных и глубоких стариков. У каждой семьи имелся свой обрабатываемый земельный надел. Люди ткали, шили себе одежду, башмаки или сандалии, мастерили посуду и украшения из золота и серебра.

У жителей империи личной свободы не было, правители решали за них все: чем питаться, какую носить одежду и где работать. Инки были замечательными земледельцами, они соорудили грандиозные акведуки для полива полей водой из горных рек, выращивая множество ценных культур.

Множество зданий, возведенных инками, стоят по сей день. Инки создали множество оригинальных мостов из ивовых прутьев и виноградных лоз, свитых в толстые канаты. Инки были прирожденными гончарами и ткачами:
они из хлопка ткали тончайшие ткани, такие, что испанцы считали их шелком. Еще Инки умели прясть шерсть, мастеря красивую и теплую шерстяную одежду.

Мумия — правитель Инков

В середине XV века на престол взошел Уайна Капак — новый правитель Инков. Тогда представлялось, что династия Инков — всемогущая. Люди даже могли изменять природу невероятными способами: при строительстве резиденции Уайны Капака, рабочие сравняли с землей холмы, осушили болота, а русло (исп. Rio Urubamba) сдвинули в южную часть долины, чтобы посадить хлопок, кукурузу, перец чили и арахис, а в центре «новой» территории из кирпича и камня возвести дворец — Киспигуанка.

Примерно в 1527 году от неизвестной болезни умер Уайна Капак. Приближенные, мумифицировав тело, перевезли его в Куско, а члены царской семьи навещали усопшего, прося совета и внимая ответам, изрекаемым сидящим рядом оракулом. Даже после смерти, Уайна Капак оставался хозяином поместья Киспигуанки. Весь урожай с полей шел на то, чтобы содержать в роскоши мумию правителя, его жен, потомков и слуг.

Традиции наследования у Инков были таковыми, что и после смерти правителей все чертоги оставались в их собственности. Поэтому каждый Инка, только взойдя на престол, начинал строительство нового городского дворца и загородной резиденции. Археологами обнаружены руины до дюжины царских резиденций, возведенных, по меньшей мере, для шестерых властелинов.

Инки — Завоевание испанцами

В 1532 году на побережье нынешнего Перу высадился отряд из 200 иноземных завоевателей под предводительством . Они были в стальных доспехах и вооружены огнестрельным оружием. По пути продвижения к армии присоединялись недовольные господством Инков. Инки упорно противостояли завоевателям, но империя была ослаблена междоусобной войной и тем, что большое количество инков-воинов погибло от завезенных испанцами оспы и кори.

Испанцы дошли до северного города Кахамарки, казнили правителя , водворив на престол свою марионетку.

Куско, столица инков, был завоеван испанцами в 1536 году. Захватчики присваивали себе дворцы, цветущие загородные поместья, женщин и девушек из царского рода. Когда , последний правитель Инков, был обезглавлен в 1572 году, это означило конец империи Тауантинсуйу. Культура инков была разрушена, государство – разграблено. Обширная сеть дорог, храмов и дворцов постепенно пришли в упадок.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама