THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина Первый полёт 2017 год (план) Начало эксплуатации 2019 год (план) Статус В разработке Единиц произведено 0 Стоимость программы разработки 600 миллионов долларов США Стоимость единицы 35-40 миллионов долларов США Изображения на Викискладе Ил-214 Ил-214

Ил-214 (также известен под обозначениями МТС - многоцелевой транспортный самолёт и СВТС - средний военно-транспортный самолёт ) - тактический военно-транспортный самолёт , разрабатываемый компанией «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина ».

Грузовая кабина выполнена в идентичных размерах с самолётом Ил-76 МД. По проекту самолёт МТС способен перевозить до 80 % всех типов вооружений и военной техники при значительно меньших затратах. МТС способен перевозить груз массой 12 т на дальность 3700 км, груз массой 20 т на дальность 2000 км, или до 90 десантников .

Стоимость одного самолёта предположительно составит 35-40 миллионов долларов США, стоимость всей программы разработки - примерно 600 миллионов долларов .

История

Первоначально МТС разрабатывался совместно компаниями «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» , НПК «Иркут» и индийской фирмой Hindustan Aeronautics (HAL). . Протокол о начале совместной разработки подписан 6 июня 2001 года .

Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта МТА (Medium Transport Aircraft) было подписано правительствами России и Индии в 2007 году. В последующие годы будущие партнёры договорились, что российской и индийской стороне будет принадлежать по 50 % акций предприятия, штаб-квартира будет открыта в Нью-Дели. Планировалось, что производство самолёта будет размещено как в России, так и в Индии.

В конце 2015 года стало известно о выходе индийской стороны из проекта. Россия продолжила работы по разработке самолёта самостоятельно.

Тактико-технические характеристики

Приведённые технические характеристики являются расчётными.

Технические характеристики

Лётные характеристики

См. также

Напишите отзыв о статье "Ил-214"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ил-214

– Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
– Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.

Ил-214 является совместным проектом российский и индийских авиаконструкторов. В 2001 году между Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и индийской компанией «HAL» было заключено соглашение на совместную разработку нового транспортного самолёта Ил-214 для замены устаревших транспортных самолётов производства СССР, которые на тот момент преобладали в авиапарке Индии.

Характеристики нового самолёта должны были значительно превосходить старые «транспортники» но, к сожалению, данный проект до сегодняшнего времени так и не реализован. Последние новости о развитии проекта Ил-214 не слишком радужные, хотя дело идёт к тому, что в ближайшие 10 лет данный самолёт всё же займёт своё место в авиапарках Индии и России.

Несколько слов о необходимости разработки Ил-214

В настоящее время на вооружении ВВС России состоят следующие транспортные самолёты:

  • Ан-12, который был выпущен в конце 50-х годов. Последний самолёт Ан-12 сошёл с конвейера в 1972 году;
  • Ан-72, которые производились с 1982 по 1993 годы;
  • Ан-26, которые производились с 1969 по 1986 годы.

В Индии транспортный авиапарк армии состоит из самолётов Ан-32, которые выпускаются до сих пор в Украине, хотя по своей сути, это модернизированная модель Ан-26. Индийские военные ещё в 2001 году были недовольны грузоподъёмностью Ан-32, и хотели заменить их на более тяжёлые самолёты, которыми должны были стать Ил-214.

В СССР вопрос обновления авиапарка транспортных самолётов остро стал ещё в конце 80-х годов. Именно в эти годы производство последней модификации Ан-12 было прекращено и производство было нацелено на постройку нового самолёта, которым должен был стать Ан-70. После распада СССР новый самолёт так и не смог войти в серию. Первый опытный образец совершил свой полёт в 1994 году, а всего самолётов данной модели было выпущено 2 штуки, последний из которых до сих пор находится на вооружении ВВС Украины.

Погоня за максимальной грузоподъёмностью Ан-70 (в итоге она составила целых 47 тонн) привела к тому, что цена самолёта стала настолько высокой, что закупка их для ВВС России стала нецелесообразной. Основной проблемой в данном случае служит то, что для перевозки войск не всегда нужен такой тяжёлый самолёт, тем более, что взлётно-посадочные полосы многих военных аэродромов просто не рассчитаны на такой вес.

Именно по этой причине основным в производстве Ил-214 должна была стать минимальная закупочная цена. Если закупочная цена будет в рамках 1-1,2 миллиарда рублей за самолёт, то только ВВС России сразу закупит больше 100 единиц самолётов.

История появления проекта Ил-214

История проекта Ил-214 началась в 2001 году, когда Индия и Россия подписали договор о сотрудничестве в области разработки Ил-214. Вот как проходило данное сотрудничество:

  • В 2006 году в надежде на скорейшее завершение проекта Ил-214 включили в государственную программу вооружений. По этой программе первые серийные Ил-214 должны были поступить на вооружение в 2015 году. Как сейчас стало ясно, данный прогноз не оправдался не только в 2015 году, но даже в 2017 году он весьма далёк от завершения;
  • В 2007 году в дополнительных соглашениях между российской и индийской стороной было указано, что первые испытательные полёты будут проведены уже в следующем году;
  • 2009 год показал, что самолёт, который не поднялся в воздух в 2008 году, не поднимется и в 2009;
  • В 2010 году было подписано очередное соглашение, согласно которому первый полёт Ил-214 будет совершён в 2017 году, а серийное производство развернётся в 2019 году. При этом было чётко оговорено, что сборка самолётов будет производиться на заводах в России и Индии, что обеспечит индийскую сторону рабочими местами.

Главным плюсом Ил-214 являлся тот факт, что данный самолёт должен иметь совместимость с более старой моделью Ил-76. Данная особенность должна была избавить производителя от лишних расходов, так как часть деталей можно будет оставить без изменений. Несмотря на это, последняя разработка Ил-76 – Ил-476, которая должна была быть унифицирована с новым Ил-214, оказалась весьма сложной и проблемной, поэтому конструкторам пришлось начинать разработку Ил-476 заново. Скорее всего, именно этот факт значительно затормозил разработку Ил-214.

Мнения по поводу выпуска в серию Ил-214

К. Макиенко, который является заместителем директора Центра анализа, стратегий и технологий, отметил, что проект Ил-214 в ближайшее время так и останется очередным «долгостроем». Объединённая авиастроительная компания не справилась с поставленной задачей, и только масштабные кадровые перестановки в руководстве компании могут как-то повлиять на эту ситуацию.

Перед руководством ОАК стоит достаточно сложная и проблематичная задача. Дальнейшее развитие ситуации может пойти по двум сценариям:

  1. Можно продолжить разработку Ил-214, вложить огромные средства в этот проект, причём неизвестно, будет ли пользоваться спросом Ил-214, ведь с момента начала разработки прошло уже более 15 лет;
  2. Второй вариант – это вложить свои средства в украинский самолёт Ан-178, который с 2015 года проходит испытания. Вложения в данную модель более перспективные, так как самолёт уже практически готов к выходу в серию. Однако отношения Украины и России достаточно нестабильные, поэтому данный вариант тоже достаточно рискованный.

В любом случае, украинский Ан-178 в состоянии заменить Ан-12, к тому же его стоимость будет значительно ниже, чем у Ил-214. Возможно, что Ан-178 прекрасно подошёл бы не только Индии и Украине, но и России, хотя современный опыт сотрудничества с украинскими авиастроителями не слишком удачен.

На сегодняшний день стало очевидно, что все запланированные работы по Ил-214 не будут выполнены в сроки. Множество экспертов сомневаются, что Ил-214 вообще когда-либо появится. В связи с тем, что сроки доработки постоянно срываются, в конце концов, появится более интересное предложение, которое устроит и российских военных и индийскую сторону. Уже давно стало понятно, что стоимость Ил-124 значительно превысит те цифры (даже если пересчитать их в валюте), которые изначально были заявлены производителем.

Когда стоит ждать появление Ил-214 и стоит ли вообще ждать

Хотя вокруг Ил-214 постоянно ходят оптимистические слухи, время идёт, а старые самолёты серии «Ан» вырабатывают свой ресурс. Сейчас вопрос не в том, получат ли военные новый транспортный самолёт, а в том, кто из производителей быстрее сумеет предложить армии более выгодную цену. Армия, так или иначе, получит партию новых «транспортников», а вот каких – это ещё не известно.

Так как совокупность технических и экономических проблем привела к тому, что более или менее чёткие соглашения по поводу производства Ил-214 были подписаны только в 2012 году, неизвестно, получится ли осуществить эти планы.

Уже сейчас нарушены сроки выпуска опытной модели Ил-214, которая должна была совершить свой первый полёт в 2015 году. Теперь сроки перенеслись на 2017 год, который тоже подходит к концу. Стоит заметить, что ранее планировалось запустить Ил-214 в серийное производство в 2015 году.

Ил-214 мог бы занять свою нишу между тяжёлыми и лёгкими транспортными самолётами, и придти на смену таким самолётам, как Ан-12, Ан-26 и тому подобных самолётов, которые были произведены ещё в СССР. Очевидно, что разработчики рассчитывали на заинтересованность российских военных, которые отнеслись к данному проекту достаточно «прохладно».

Что же касается индийской стороны, то руководство ОАК изначально отнеслось к своему партнёру слишком легко. Индийская сторона тоже достаточно легкомысленно относится к постоянному смещению сроков выпуска Ил-214. Их легко понять, рано или поздно на авиационном рынке появится новый игрок, который сможет предложить Индии более выгодные условия. После того, как Индия откажется от закупок ИЛ-214, возможно и российские военные закупят какой-либо другой самолёт.

Самой главной проблемой, которая существует у российской фирмы «Ильюшин», являются события вокруг авиационного завода имени Чкалова, который находится в Узбекистане. Ещё в 2007 году авиационный завод в Ташкенте был включён в состав Объединённой авиастроительной корпорации. Уже через год после заключения данного соглашения, Узбекистан отказался от слияния, после чего российской стороне пришлось срочно переводить производство своих самолётов на территорию России. Именно этот перевод сильно повлиял на разработку новых моделей, которые практически прекратились.

Основные ожидаемые характеристики Ил-214

Если верить информации, которую распространяет производитель самолёта Ил-214, новый «транспортник» будет обладать следующими характеристиками:

  • Стоимость самолёта составит около 40 млн. долларов;
  • Длина самолёта – 35,2 метра;
  • Высота – 11 метров;
  • Полный вес самолёта будет составлять 68 тонн, при этом нагрузка будет составлять 20 тонн;
  • Экипаж самолёта будут составлять 2 пилота;
  • Максимальная скорость самолёта будет зависеть от применяемого в нём двигателя и составит от 800 до 870 км/ч;
  • Самолёт сможет перевозить до 80 солдат в полной экипировке или до 2-х машин БМП.

Список электроники, которая будет использоваться в Ил-214, тоже достаточно внушителен, хотя несомненно это увеличит начальную стоимость самолёта.

Что слышно о самолёте ИЛ-214 в последнее время

В настоящее время проект, который носит название Ил-214/МТА, сдвинулся с мёртвой точки. Есть мнение, что в ближайшие 5 лет появится опытная модель, которая будет проходить испытания не более 3-5 лет. В результате серийное производство Ил-214/МТА можно ожидать через 8-10 лет. Уже сейчас страны-участники проекта обсуждают, сколько и в каком порядке им понадобится новых самолётов Ил-214/МТА. Одной России их нужно не менее 100 единиц, а Индии понадобится около 50 самолётов. Проявляют интерес к российской разработке и другие страны, которые в сумме готовы приобрести около 100 единиц Ил-214.

На сегодняшний день проект Ил-214 оказался в очень интересном положении. Хочется верить, что разработки за 16 лет не пропали даром, и самолёт в ближайшие 5 лет все же поднимется в воздух. На сегодняшний день, рынок остро нуждается именно в таком транспортном самолёте. Заявленные характеристики удовлетворят запросы самых взыскательных покупателей.

С другой стороны, украинский Ан-178 уже готов и интенсивно проходит испытания. Хотя договориться Украине с Россией вряд ли удастся, украинский самолёт может захватить зарубежные рынки, и те же индийцы могут отказаться от покупки в пользу Ан-178. Хотелось бы верить, что данное обстоятельство заставит российских разработчиков ускорить реализацию проекта, и Ил-214 поднимется в воздух в ближайшие несколько лет.

Длительный перерыв в разработке новых транспортных самолетов стал одной из главных причин критического состояния парка отечественной военно-транспортной авиации (ВТА). И если в классе тяжелых машин на смену советскому Ил-76 в ближайшее время должен прийти его модернизированный вариант, запущенный в серию в Ульяновске, то в средней весовой категории Россия пока не нашла замены ветерану Ан-12.

Ошибочная сенсация

16 августа 2014 года, в Комсомольске-на-Амуре, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян сделал ряд заявлений, одно из которых с полным правом можно было бы назвать сенсационным . Некоторые СМИ транслировали слова главы ОАК таким образом: «Авиационная холдинговая компания "Сухой" и индийские авиастроители начинают конструкторскую разработку многоцелевого транспортного самолета (МТС)».

«Мы находимся на этапе обсуждения дальнейшей реализации программы и перехода на конструкторские разработки», - заявил Михаил Погосян. При проверке новости удалось выяснить, что «сенсационное» сообщение оказалось всего лишь ошибкой журналистов РИА Новости и ИТАР-ТАСС, впоследствии исправивших свои сообщения. Контракт же на проектирование и постройку многоцелевого транспортного самолета со стороны России остается в руках Авиационного комплекса имени Ильюшина. Однако несостоявшаяся сенсация дает хороший повод поговорить о текущем состоянии программы среднего транспортного самолета, остро необходимого как ВТА, так и гражданским пользователям.

Основным самолетом данного класса на просторах СНГ до сих пор остается Ан-12, совершивший свой первый полет в далеком 1957 году. В частности, только ВВС РФ в настоящее время эксплуатируют порядка 60 самолетов указанного типа в различных вариантах. Есть они и в составе авиации ВМФ РФ. Несколько десятков самолетов используются другими государственными структурами и авиакомпаниями. Принимая во внимание, что все они построены в середине 60-х - начале 70-х годов прошлого века (производство Ан-12 в СССР завершилось в 1973 году), необходимость их скорейшей замены является важнейшей задачей для российского авиапрома.

Аналогичная задача, пусть и не так остро, стоит в настоящий момент и перед западными авиастроителями. С-130 Hercules - легендарный военно-транспортный самолет (ВТС) разработки американской компании Lockheed Martin, в августе 2014 года отметит шестидесятилетний юбилей первого полета. Несмотря на то, что серийное производство и модернизация этих самолетов до сих пор продолжается, имеется понимание, что самолет устарел и требует замены.

Истоки

Задумываться о необходимости нового среднего ВТС начали еще в СССР в конце 70-х годов. Первоначально была мысль пойти по пути «Локхида» и возобновить производство Ан-12, предварительно проведя его модернизацию, но в итоге от этой идеи отказались, и в 1986 году, когда были утверждены требования ВВС СССР к перспективным самолетам, выбор пал на КБ Антонова с его проектом Ан-70. Однако в ходе реализации проекта самолет фактически перешел в класс тяжелых ВТС, а с распадом СССР программа Ан-70 затормозилась, и ВВС РФ так и остались без нового среднего военно-транспортного самолета.

Следующим возможным вариантом стала разработка «Туполева»: в первой половине 90-х годов самое крупное советское КБ разработало программу «Грузовые самолеты России», в линейке которых должен был быть спроектирован и построен средний ВТС Ту-330, унифицированный по многим элементам конструкции с Ту-204/214. 23 апреля 1994 года было выпущено Постановление Правительства РФ № 369 «О создании среднего транспортного самолета Ту-330». Постановление предусматривало к 1998 году производство головной партии в количестве 10 самолетов Ту-330 в Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова (КАПО) при участии Самарского авиационного производственного объединения.

В приложении были указаны и основные характеристики будущего самолета: максимальная коммерческая нагрузка 35 тонн, дальность полета с нагрузкой в 30 тонн не менее 3000 км. Силовыми установками должны были стать адаптированные пермские двигатели ПС-90А. Судя по всему, во исполнение данного постановления правительства АНТК имени Туполева разработал конструкторскую документацию и даже передал ее в КАПО. Однако экономическая ситуация 90-х годов не позволила реализовать данный проект, и Ту-330 так и остался «бумажным» самолетом.

В начале 2000-х годов по мере улучшения экономической конъюнктуры, к вопросу нового ВТС вернулись опять. На этот раз подход к снаряду решил совершить Авиационный комплекс имени Ильюшина.

Путь к МТС

История создания многоцелевого транспортного самолета (МТС) силами КБ Ильюшина содержит в себе не очень много технических и производственных документов, зато изобилует всевозможными протоколами и межгосударственными соглашениями, а также громкими заявлениями руководителей российского авиапрома последних 15 лет.

К началу 2000-х годов КБ Ильюшина подошло не в лучшем виде. На Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова шло неспешное мелкосерийное производство регионального турбовинтового самолета Ил-114. Кроме того, продолжалась разработка модификации тяжелого транспортного самолета Ил-76МФ. В основном же легендарное в прошлом КБ занималось вопросами поддержания летной годности ВТС Ил-76ТД/МД.

Программа создания нового среднего военно-транспортного самолета, по сути, была последним шансом для Авиационного комплекса имени Ильюшина не кануть в небытие.

Создание новой машины требовало поиска партнеров, готовых войти в проект в первую очередь финансовыми средствами. Проектом самолета заинтересовались индийцы, которым нужна была перспективная замена своим Ан-32. 4 мая 2000 года газета «Воздушный транспорт» сообщила о том, что «В начале апреля текущего года АК Ильюшин начал переговоры с индийскими специалистами о совместном создании транспортного самолета Ил-214Т. На сегодняшний день работа по проекту самолета Ил-214Т находится на предэскизной стадии и связана с выработкой технических предложений».
А первый протокол о начале совместной разработки нового транспортника был подписан 6 июня 2001 года.

В следующие тринадцать лет будет подписано и озвучено , однако к реальным проектным работам по многоцелевому транспортному самолету «Ильюшин» приступит только к 2012 году.

Надо сказать, что за первое десятилетие нового века Авиационный комплекс имени Ильюшина смог продемонстрировать как способность к оцифровке и переносу производства на новую площадку собственного самолета сорокалетней давности, так и способность провалить проект легкого тактического ВТС Ил-112В (в прошлом году он отметил двадцатилетний юбилей), по итогам которой в мае 2011 года Министерство обороны приняло решение о приобретении семи самолетов Ан-140 производства завода «Авиакор».

28 мая 2012 года в индийском Бангалоре компании «ОАК-Транспортные самолеты» (ОАК-ТС), Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и созданное ими совместное предприятие Multirole Transport Aircraft Ltd (MTAL) подписали генеральный контракт на проектирование многоцелевого транспортного самолета (МТА), а уже 12 октября 2012 года в Дели состоялось подписание контракта на первый этап разработки МТА между теми же тремя сторонами: MTAL выступил заказчиком, а HAL и ОАК-ТС - исполнителями работ. Цена контракта составила 600 миллионов долларов, каждая из сторон должна вложить по 50 процентов суммы.

Как было заявлено, контроль над выполнением требований к самолету на всех этапах будет осуществляться представителями министерств обороны обеих стран. В 2013 году проводилась совместная со специалистами компании HAL работа по аванпроекту самолета, которая была завершена в октябре 2013 года и представлена ВВС России и Индии.

Ил и Ан

Новый средний ВТС будет выполнен по схеме высокоплана с Т-образным оперением. Максимальная взлетная масса предположительно составит 68 тонн, а расчетная максимальная полезная нагрузка - 20 тонн, которые он сможет перевезти на 2000 км. Основной интерес представляет размер грузовой кабины. В спецификации есть указание, что кабина по размерам и конструкции унифицирована с Ил-76МД, что является скорее не достоинством самолета, а вынужденным решением, проистекающим, по-видимому, из сомнений разработчика в своих способностях спроектировать самолет, а особенно рампу, с нуля.

Результатом такого подхода является то, что при номинальной высоте грузовой кабины 3,4 метра, полезная высота ограничена изгибом фюзеляжа, кран-балками и тельферами до диапазона от 2500 до 2750 миллиметров. Таким образом, в общем случае самолет будет возить около метра пустого пространства, что, безусловно, не лучшим образом говорит о его конструкции. Ширина кабины составит 3,45 метра, длина - 13,8 метров, что позволит загрузить в него четыре универсальных авиационных контейнера УАК-5, то есть ровно столько, сколько и в Ан-12.

О возможности погрузки двух двадцатифутовых контейнеров, которые совпадают по высоте, ширине и общей длине, сведений пока нет, она будет зависеть от того, какими в итоге окажутся характеристики грузовой рампы и погрузочного оборудования самолета.

Кроме того, самолет рассчитан на перевозку до 140 военнослужащих либо 90 человек парашютного десантирования.

Что касается силовой установки, то тут согласия, по всей видимости, пока нет. Авиационный комплекс имени Ильюшина, судя по информации на официальном сайте, достаточно реалистично заявляет о двух ПС-90А-76. Однако более прогрессивная Объединенная авиастроительная корпорация полагает, что проект МТС будет оснащаться несуществующими пока двигателями ПД-14М. Учитывая, что первый полет официальным сайтом ОАК-ТС анонсирован на 2016 год, наличие к тому времени ПД-14М можно оценивать как крайний оптимизм со стороны руководства компании.

Более или менее соотносящиеся с реальностью сроки по программе были названы на открытии выставки DefExpo-2014 в феврале 2014 года. В частности, было заявлено, что в 2018-2019 годах планируется выпуск первого прототипа самолета, в 2019 году - второго прототипа и с 2020 года планируется начать серийное производство самолета.

Определенный интерес для сравнения по срокам и стоимости программы вызывает проект украинского государственного предприятия «Антонов» - Ан-178. Проект среднего ВТС Ан-178 вырос из первоначального концепта Ан-148Т-100, который должен был иметь специально спроектированный фюзеляж широкого сечения.

Однако, видимо в целях упрощения и удешевления самолета, КБ Антонова пошло путем состыковки фюзеляжа удлиненной версии Ан-148 - Ан-158 и заново разработанной задней части с рампой. Уникальность проекта для постсоветского пространства состоит в том, что от момента анонсирования начала разработки в 2010 году до выкатки собранного фюзеляжа прошло всего четыре года. Сборка первого прототипа должна быть завершена к концу 2014 года.

Любопытно, что несмотря на столь «бюджетный» подход к разработке нового ВТС, грузовая кабина у Ан-178, судя по всему, получилась способной вместить груз, по габаритам не уступающий заявленному «Ильюшиным». Имея фюзеляж круглого сечения с полезной высотой 2750 мм, Ан-178, по официальным заявлениям производителя, рассчитан на погрузку двух двадцатифутовых контейнеров IATA M2.

Тем временем в Бразилии

Как уже было сказано в начале статьи, зарубежные авиастроители тоже готовят замену устаревшим средним ВТС.
В 2006 году бразильская компания Embraer, специализирующаяся на легких учебных и боевых самолетах и ближнемагистральных авиалайнерах, неожиданно начала прорабатывать концепцию среднего военно-транспортного самолета. В 2007 году Embraer официально объявил о намерении разработать и построить средний военно-транспортный самолет с условным индексом С-390.

Интересно отметить, что Embraer, будучи коммерческой компанией, чьей целью является получение прибыли, приступила к проектированию абсолютно нового для себя типа не по госзаказу, а после всестороннего изучения рынка и оценки перспектив продаж будущего самолета. Оценка Embraer показала, что в ближайшие десять лет по всему миру будет списано порядка 700 средних военно-транспортных самолетов типа С-130, которые потребуют замены, и, таким образом, открывается рыночная ниша, которую можно успеть захватить при условии форсированной разработки и запуска в серию нового самолета.

В марте 2008 года бразильское правительство согласилось инвестировать 33 миллиона долларов в проект, получивший окончательное название КС-390. В это же время бразильские ВВС подписали контракт на приобретение до 30 самолетов данного типа.
А затем заказы посыпались как из рога изобилия. В 2010 году Министерство обороны Португалии заявило о желании заменить свои С-130 на KC-390, а также принять участие в программе разработки нового самолета. Также о своем интересе заявили Чили, Колумбия и Аргентина.

В июне 2012 года к данному проекту подключается Boeing, подписывается соглашение , по которому американская корпорация предоставляет бразильцам ряд технологий, а также будет способствовать выводу KC-390 на рынок тех стран, которые планируют заменить устаревшие самолеты C-130 Hercules. Также, как и С-130, на смену которому он должен прийти, KC-390 должен будет выполнять множество задач, включая роль заправщика, платформы для самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и т.д.

Несмотря на то, что перспективный бразильский ВТС имеет длину на 7 метров, а размах крыла на 4 метра меньше, чем Ил-214/МТС, заявленная грузоподъемность составила почти 24 тонны, которые он способен перевезти на расстояние 2593 км, а 13,5 тонн КС-390 должен перевозить на дальность не менее 4800 км. При этом длина грузового отсека достигает почти 18 метров против 14 у Ил-214. Подобный разрыв в заявленных характеристиках обусловлен проектированием бразильского самолета с нуля, и как следствие, большим весовым совершенством его конструкции, в отличие от МТС, в основу которого положены элементы конструкции Ил-76МД.

Первый полет прототипа КС-390 запланирован на конец 2014 года, и, зная дисциплинированность компании Embraer в соблюдении сроков, можно не сомневаться, что поставки самолета бразильским ВВС, запланированные на 2016 год, будут не сильно сдвинуты.

В 2020 году планируется начать серийное производство отечественного многоцелевого транспортного самолета. В этом же году программе Ил-214/МТС исполнится ровно 20 лет с момента ее возникновения. Этот знаменательный юбилей при продолжении столь вдумчивого и неспешного конструирования МТС российский авиапром рискует встретить в гордом одиночестве с морально устаревшим самолетом, а основным типом среднего транспортного самолета индийских ВВС к тому времени может стать бразильский КС-390. Впрочем, будет хуже, если бразильская машина потребуется и для ВВС России.

И Ан-72 давно уже созрел. Проект нового многоцелевого транспортника Ил-214 готов - это двухдвигательный реактивный самолёт с замечательной аэродинамикой, имеющий возможность доставлять боевую технику и десантников общим весом до 20 тонн на расстояние в 2 тыс. км.

История создания

В 2001 году 6 июня было утверждено соглашение о совместной разработке многоцелевого транспортного самолёта авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина, научно-производственной корпорацией «Иркут» и индийской компанией HAL. На бюрократическую раскачку ушло ещё 6 лет и только в 2007 году правительство России и Индии подписали соответствующий документ на раздел акций совместного предприятия по 50% каждой стороне.

В ОКБ им. С.В. Ильюшина в 2009 году подготовили авансированный проект самолёта и представили его на защиту.

Первый полёт опытного экземпляра транспортника планируется на 2017 год, а в 2019 году ожидается начало серийного производства. В планах российско-индийского совместного предприятия предполагается выпуск 100 единиц для России, 45 - для ВВС Индии и остальные 65 самолётов пойдут на экспорт.

Всё было бы хорошо, но индийская сторона в январе 2016 года заявила о намерении выйти из проекта и ОКБ им. С.В. Ильюшина приостановила работу. Недостаточное финансирование и неясная позиция правительства России ставит перед российскими ВКС дилемму - ждать продолжения проекта или закупать многоцелевой транспортный самолёт у Бразилии, который будет вот-вот готов.

Особенности конструкции

Аэродинамическая компоновка присуща всем современным транспортным самолётам - это моноплан с высоким расположением крыла, двумя турбовентиляторными двигателями на подкрыльевых пилонах и хвостовым оперением Т-образной формы. Крыло имеет мощную механизацию в виде предкрылков, многощелевых закрылков, элеронов и интерцепторов. Высокое расположение крыла выбрано из расчёта защиты от попадания посторонних предметов при эксплуатации самолёта с грунтовых аэродромов.

Фюзеляж транспортника аналогичен конструкции фюзеляжа и обеспечивает быструю загрузку и выгрузку боевой техники, размещению внутри грузовой кабины 140 солдат или 90 десантников. Широкая рампа и два тельфера с лебёдкой служат для автономной погрузки при базировании на аэродромах, не приспособленных для этой цели.

Силовая установка самолёта состоит из двух турбовентиляторных двигателей ПС-90А-76, имеющих высокую тяговооруженность, позволяющую эксплуатировать транспортник в условиях высокогорья над уровнем моря не менее 3300 метров.

Три члена экипажа (два пилота и бортинженер) размещаются просторной кабине с прекрасной эргономикой. Внутри расположены шесть цветных дисплеев с множеством функций, а на лобовом стекле перед пилотами два индикатора отображают пилотажно-навигационную обстановку.

Открытая архитектура бортового радиолокационного комплекса предусматривает расширение и модернизацию его функций.

Шасси самолёта трёхопорное, убирается во время полёта внутрь фюзеляжа, на предусмотрена дозаправка в воздухе через штангу, находящуюся над кабиной экипажа с левой стороны.

Лётно-технические данные Ил-214

  • Экипаж - 3 чел
  • Взлётная дистанция - 1450 м
  • Посадочная дистанция - 1350 м
  • Максимальная скорость - 870 км/ч
  • Скорость крейсерского режима - 800 км/ч
  • Дальность с максимальной загрузкой - 2 тыс. км
  • Практический потолок - 12 тыс. м
  • Перегоночная дальность - 7300 км
  • Длина самолёта - 37,7 м
  • Высота самолёта - 12,51 м
  • Размах крыла - 32,25 м
  • Максимальный взлётный вес - 68 т
  • Количество топлива в баках - 25 т
  • Двигатели - 2 х ПС-90А1
  • Взлётная тяга - 2 х 17400 кгс
  • Грузоподъёмность - 27 т.

Что думают в ОКБ им. Ильюшина

Печальная ситуация возникла с военным транспортными самолётами среднего класса в России. Эти машины разработаны Антоновым, в эксплуатации продолжительное время и их надо менять, так как от Украины, которая периодически разрывает с нами дипломатические отношения, можно ожидать прекращения поставок запчастей для «антоновских» самолётов.

Заморозка совместного проекта с индийцами имеет несколько причин. Действительно, у нас ещё нет – нет не только прототипа, но и рабочей документации. В ОКБ им. С.В. Ильюшина это объясняют отсутствием достаточного финансирования и расторжением Узбекистаном соглашения о производстве в Ташкенте. Пришлось переводить производство в Ульяновск и не было времени заниматься проектом .

Пока мы думали, что Индия подождёт нашу разработку, «антоновцы» заключили с ними соглашение на производство Ан-178 . Но индийцы только заморозили совместный проект с Россией, а не расторгли, но расторгнут, если наши авиастроители не изменят отношение к стратегии.

Видео: Ил-214 - тактический военно-транспортный самолёт

Благодушие и бездеятельность «ильюшинского» ОКБ удручает, создание действительно прекрасного ещё не повод для прекращения других проектов и оставления без внимания такого сектора самолётостроения, как военно-транспортный самолёт средней грузоподъёмности.

Ил-214 должен быть уже как три года в строю, но первый полёт отодвинули до 2017 года и лишь через два года обещают серийное производство, но и этому нет доверия - такое ощущение, что ОКБ им. С.В. Ильюшина создаёт проект самолёта шестого поколения.

На средний военно-транспортный самолёт Ил-276 практически согласовано тактико-техническое задание, а первый полёт должен состояться не позже 2023 года, сообщил глава дивизиона «Ильюшин» Алексей Рогозин в интервью газете "КоммерсантЪ". "У нас практически согласовано тактико-техническое задание на эту машину, мы специально сформировали очень сильную команду внутри «Ильюшина», чтобы вести работу над этим […]

Машина разрабатывается на базе нереализованного совместного российско-индийского проекта многофункционального транспортного самолёта MTA. Контракт между двумя странами был заключен в 2007 году, а в 2015-м Индия сообщила о выходе из проекта, в 2016-м разработку нового самолёта было решено продолжить уже без участия индийской стороны. В июне 2017 года самолёт получил официальное […]

"Почта России" рассчитывает приобрести 15 самолётов для полного обеспечения своей деятельности, связанной с авиаперевозками грузов, в том числе на Дальнем Востоке. Об этом в среду заявил генеральный директор "Почты России" Николай Подгузов в интервью телеканалу "Россия 24" в рамках Восточного экономического форума, сообщает ТАСС. "Для того чтобы обеспечить полностью деятельность […]

Игорь Бевзюк, который ранее работал генеральным директором в концерне "РТИ системы", приступил к работе в ОАО «Ил», где займётся созданием среднего военно-транспортного самолёта Ил-214 (СВТС). Об этом пишет газета "КомерсантЪ". Изначально проект планировалось вести совместно с Индией, но в конце 2015 года из-за финансовых сложностей и нежелания военных принимать машину […]

Главным заказчиком среднего транспортного самолёта Ил-214 являются военные, но перспективы у машины есть и на гражданском рынке, заявил президент Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском. Поставки планируется начать к 2015 году. Машина заменит устаревшие Ан-12, уточнил Слюсарь. Он выразил надежду, что по мере создания Ил-214 удастся […]

Средний военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью 20 тонн создаётся в интересах Минобороны РФ. Об этом ТАСС рассказал главный конструктор ОАО "Ил" Николай Таликов. "Сейчас только-только сформировался пакет по среднему транспортному самолёту. Это двадцатитонник, в габаритах по сечению такой же, как Ил-76. Мы уже приступили к работам по этому самолёту. Техзадание сформировано и […]

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама